Контрафакт в малой энергетике: отрасль спасут только жесткие меры
05.04.2012
От 8% до 20% промышленного оборудования, реализуемого в секторе малой энергетики России, является контрафактом или фальсификацией. Таковы данные специалистов. Чаще всего в ряду продукции, качество которой гораздо ниже, чем заявлено в характеристиках, или информация о производителе которой не соответствует действительности, оказываются дизельные генераторы. Между тем, именно они являются основным агрегатом малых электростанций, обеспечивающих аварийное энергоснабжение социального сектора. Об этом было заявлено 5 апреля на пресс-брифинге, состоявшемся в рамках Московского международного энергетического форума «ТЭК России в XXI веке».
Малая энергетика обеспечивает около 8% всей энергомощности России. 94% отрасли (47 тысяч из 50 тысяч малых электростанций) образуют дизельные электростанции. Подавляющее большинство из них функционирует в отдаленных регионах, составляющих более 70% территории России и находящихся в зонах дефицитного электроснабжения. Их оснащение агрегатами ненадлежащего качества может привести к серьезным сбоям в энергообеспечении целых территорий, что чревато серьезными последствиями.
Кроме того, согласно Правилам устройства электроустановок, резервными источниками энергоснабжения должны оснащаться все социально значимые объекты, включая больницы, роддома, детские сады и школы. В качестве таких источников энергии используются, как правило, дизельные электростанции. В связи с тем, что большинство из них было установлено еще в 70-80-х годах, сейчас многими регионами осуществляются программы по их модернизации — в основном, они заменяются современными дизель-генераторами.
Вместе с тем, по данным таможенной статистики, в 2011 году более 30% рынка дизельных электростанций в мощностном диапазоне 60 — 300 кВт составила продукция китайского производства. По оценкам экспертов, в 80% случаев данная продукция являлась контрафактом, то есть продавалась под вымышленными названиями, схожими с торговыми марками ведущих мировых производителей, а также с подменой страны-производителя в сопроводительной документации.
Недобросовестные российские поставщики покупают сертификаты соответствия требованиям ГОСТа для контрафактных дизельных генераторов и реализуют их под видом качественного, но дешевого оборудования. При этом основной канал сбыта такой продукции — сфера госзакупок. Недобросовестные поставщики пользуются ситуацией, созданной
«Использование такого оборудования в социальной сфере угрожает здоровью и жизни людей. Некорректное функционирование или невключение источника резервного энергоснабжения может не только оставить без тепла и света учреждения образования и здравоохранения, но также повлиять на ход операций, работу аппаратов искусственного обеспечения жизни в больницах и роддомах, — считает исполнительный директор ГК „ПСМ“ Андрей Медведев. — Мы в партнерстве с другими представителями нашего
сектора намерены обратиться в профильные министерства и ведомства, в том числе Торгово-промышленную палату РФ с целью инициирования серии проверок недобросовестных предпринимателей — для пресечения дальнейших нарушений в сфере производства и поставки электрогенерирующего оборудования».
Основная сложность для закупщиков дизельных электростанций в том, что качество такого оборудования без специальной экспертизы оценить крайне сложно. В России отсутствует обязательная сертификация подобного рода продукции, нет аттестации производителей по конкретным параметрам. Поэтому противостоять сложившейся ситуации они не в силах. Единственный выход из нее — введение системы мер на государственном уровне, предполагающих в том числе допуск к поставке такого оборудования только членов СРО и ассоциаций производителей, а также жесткую процедуру входного контроля и испытаний продукции заказчиком.
«Решение данной проблемы имеет большое значение для борьбы с недобросовестной конкуренцией и защиты отечественного рынка от контрафакта и фальсификата, — отмечает эксперт по противодействию распространению контрафактной и фальсифицированной продукции Торгово-промышленной палаты РФ Алексей Осинцев. — В 2011 году из более чем 600 обращений в консультационный пункт по безопасности предпринимательской деятельности ТПП РФ около трети касались вопросов содействия по защите от распространения контрафактной и фальсифицированной продукции. Нелегальное предпринимательство несет прямую экономическую угрозу добросовестным производителям, существованию добросовестного бизнеса. Основной средой по возникновению и распространению фальсификата является теневая экономика. ТПП РФ на постоянной основе взаимодействует по противодействию распространению контрафактной и фальсифицированной продукции с национальными и международными исполнительными и правоохранительными органами власти. Совместно с ними определяет, что защита от распространения поддельной продукции является гарантией, стимулирующей предпринимателей на инвестиции и создание новых производств. На состоявшихся в ТПП России обсуждениях представители бизнеса и правоохранительных органов сошлись во мнении, что необходимо прежде всего усилить ответственность за организованную деятельность по производству и обороту товаров и продукции, наносящих вред здоровью и безопасности людей, функционированию технических и транспортных средств. Одной из основных мер, на наш взгляд, должна стать доработка законодательных актов, регламентирующих борьбу с контрафактом и фальсификатом».
«Для нас как представителей энергосервисной компании эта проблема также чрезвычайно актуальна. При практическом внедрении мероприятий по энергосбережению мы вынуждены отсеивать большое количество некачественной продукции, — заявил помощник генерального директора по связям со СМИ и органами государственной власти компании „Энергосервис Северо-Запада“ Роман Комиссаров. — Мы пришли к выводу, что выбор местных производителей, пусть даже с ценой несколько выше среднерыночной, в конечном итоге дает некую гарантию качества. Одним из наиболее эффективных вариантов решения проблемы контрафакта и фальсификата нам представляется введение обязательной сертификации».
За дополнительной информацией обращайтесь, пожалуйста,
в пресс-центр ГК «ПСМ»: +7 (499) 788 92 12
к Марии Бургутиной
или Татьяне Дрогуновой
----
Дрогунова Татьяна (PR-менеджер)
8 967 289 67 00
tdro@ag-loyalty.com
Все пресс-конференции