Инвестиции в стартапы: перспективы есть.
24.12.2010
Участники рынка, представители известных венчурных фондов, бизнес-ангелы, аналитики, руководители инкубаторов, и представители бизнеса попытались разобраться, каким для отрасли стартап-проектов стал уходящий год и что её ждёт в наступающем. Принять участие в дискуссии пришли более 150 человек.
Открывая встречу, Алексей Комиссаров, руководитель бизнес-инкубатора InCube АНХ отметил, что сейчас, к сожалению, на подобных встречах слишком много теоретизируют и мало обсуждают практические кейсы. Он призвал всех участников развивать острую дискуссию и задавать самые неудобные вопросы экспертам.
Татьяна Цветкова, директор по развитию бизнеса венчурной компании Fast Lane Ventures, говоря о трендах на рынке, отметила, что самые популярные направления для стратап-проектов в уходящем году ― это электронная коммерция и рекламные технологии.
«С развитием сети Интернет бурный рост рынка online-продаж обозначился в регионах. Интернет стал массовым и доступным, ― делится наблюдением Татьяна Цветкова, ― и всё больше offline проектов уходят в сеть».
Александр Костинский, руководитель отдела инфраструктурных проектов РВК подчеркнул, что активно развивается не только IT-проекты ― в 2010 году много средств было инвестировано в медицину, фармакологию и производство. А в целом, фонды РВК за время своего существования инвестировали примерно 27% средств в IT-проекты, 29% ― в медицину. Таким образом, сейчас, по его словам, рассматривается вопрос о создании биофармацевтического фонда.
«Сейчас многие не понимают сути венчурного бизнеса, если какой-то из проектов оказался неудачным, к нам приходят и спрашивают, а кто одобрял этот проект, ― разъяснил Александр Костинский сдерживающие инвестирование факторы. ― В случае неудачи сотрудника, принимающего решение по тому или иному проекту, могут привлечь к ответственности. Пока у нас не все понимают, что рассматривать нужно не каждую отдельную венчурную инвестицию, а портфель в целом. Так начинали и Израиль, и Тайвань ― все проходят этот этап и мы не исключение».
Николай Михайловский, руководитель стартапа POIdo, который занимается развитием геоконтекстной рекламы, нового направления в интернет- и мобильной рекламе, отметил, что российское технологическое предпринимательство всё больше интегрируется в международную систему, у инноваторов «пропал страх». Он поддерживает стремление государства к модернизации и развитию инноваций, но, с сожалением констатировал, что, по его мнению, делается это чаще всего без понимания сути вопроса. К примеру, Сколково он назвал угрозой предпринимательской экосистеме.
Павел Никонов, менеджер по инвестициям венчурного фонда ABRT заявил, что в 2010 году можно выделить как положительные, так и отрицательные тенденции. К минусам относятся отсутствие законов, регулирующих венчурное инвестирование, слабая инфраструктура, нехватка опыта коммерциализации проектов у стратаперов. Среди положительных моментов докладчик отметил рост государственной поддержки инновационной отрасли, конец кризиса, приезд западных венчурных капиталистов и популярность слова «нано». Количество стартап-проектов, которые прорабатывал фонд в 2010, увеличилось по сравнению с предыдущими годами: стало больше как сильных проектов, так и непроработанных идей.
Павел Черкашин выступал на круглом столе сразу в двух ипостасях: как глава департамента потребительских программных продуктов и онлайн-сервисов компании Microsoft, и как бизнес-ангел. Его выступление, несмотря на то, что было завершающим, и все уже порядком устали, взбодрило зал. Откровенность и простота изложения мыслей не оставили всех присутствующих равнодушными. По мнению Павла, уходящий год не был каким-то особо удачным, не стал прорывом в стартап-отрасли. Но и 2011 год не сулит какого-то бума, для этого рынок ещё не набрал критическую массу, понадобится ещё, как минимум
«Меня удручает то, что на протяжении уже нескольких лет, приходя на те или иные мероприятия, связанные со стартапами, я вижу одних и тех же людей. Наш рынок очень узкий, ― констатирует Павел Черкашин. ― Нужны свежие идеи, новые лица».
Как позитивную тенденцию Павел Черкашин отметил меняющееся отношение к предпринимательству в целом, мода на свой бизнес возвращается. Также появляющиеся признаки ликвидности дают надежду на увеличение количества проектов, а для того, чтобы рынок начал нормально развиваться, стратапов должно быть, как минимум, на два порядка больше.
В целом все участники круглого стола отметили, что предприниматель должен уметь находить средства, преподносить свой проект, «продавать» его. Сегодня только в Москве почти каждую неделю проводятся мероприятия, которые позволяют пообщаться с экспертами, получить новые предпринимательские навыки. Также необходимо транслировать как можно больше историй успеха, которых пока, к сожалению, не так много. Рынок только развивается, с этим связано много трудностей и только общими усилиями его можно раскачать и сделать по-настоящему прибыльным.
О Бизнес-инкубаторе InCube
27 мая 2010 года состоялось официальное открытие Бизнес-инкубатора при Академии народного хозяйства. Бизнес-инкубатор — это открытая некоммерческая площадка, созданная для оказания помощи начинающим предпринимателям и инноваторам.
Инкубатор является открытым, т.е. его резидентами могут быть как слушатели и выпускники АНХ, так и люди, не имевшие ранее отношения к Академии.
Сайт Бизнес-инкубатора InCube: incube-ane.ru
Контакты
Мария Косяк,
тел. (495) 783 08 26, доб. 118
моб. 8 906 7655739
e-mail maria.kosyak@rim-pn.ru
----
Кирилл Поляков (Р.И.М. Porter Novalli)
ghole@yandex.ru
Все афиши