пресс-релизы, анонсы, события

08.12.2010

Три пишем — два в уме

08.12.2010

Чтобы научить всех, учителю нужно приготовить и провести так назы?ваемый разноуровневый урок, в котором учесть способности каждого ребенка. Это делать очень не просто, и, как следствие, такие уроки бывают редкими. Они называются «открытыми», то есть демонстрационными, и показывают, что так работать можно, но только изредка.
Однако, выход есть, и он найден давно. Обычный школьный урок готовится для «среднего» ученика (ученика со «средними способностями»). Таких детей в классе примерно половина. Они и работают на уроке.
Те, кто «выше среднего» (таких примерно четверть), на уроке отдыхают, успевая попутно делать свои дела. Те, кто «ниже среднего» (их тоже примерно четверть), на уроке «отсутствуют», но тоже чем-то заняты. И тех, и других учитель периодически «дергает», чтобы они не переставали осознавать себя участниками общего процесса.
Ученики из последней четверти часто имеют проблемы с «успеваемостью», но если все хорошо с поведением и прилежанием, то их «делают» успевающими с молчаливого согласия общества. Такое положение дел давно считается нормой.
Иногда случается, что учитель не может наладить работу в классе. Причин может быть две: либо учитель просто не умеет этого сделать (не хватает знаний и опыта), либо в классе преобладают ученики с «низкими способностями» (не с кем работать).
Что же делать?
На самом деле решение проблемы есть. Но придется сделать одно небольшое допущение. Придется признать, что все дети изначально (от рождения) одинаково способны к обучению, если нет физиологической патологии. «Неспособность» к обучению — не врожденное, а приобретенное качество, которое, к тому же, имеет свойство накапливаться. Лучше других это знают учителя.
Что же является причиной «необучаемости», устранив которую можно неизменно добиваться хороших результатов?
Ответ на этот вопрос очень прост: непонятые слова. Это не единственная причина неспособности к обучению, но она — главная, потому что, устранив только её, мы немедленно получаем отличные результаты. Ребёнок (да и взрослый тоже) не просто начинает хорошо соображать и усваивать новый материал. У него появляется заинтересованность и желание учиться.
Возьмите любую задачку, которую школьник не может решить. Спросите у него, как он понимает слова, из которых состоит условие задачки. Помогите ему прояснить те из них, которые он понимает неправильно или не понимает вовсе. После этого попросите его снова прочитать условие задачи. Что случится дальше, вы сами захотите мне рассказать.
Эту причину впервые установил и описал Л. Рон Хаббард во второй половине прошлого века, когда всерьёз занялся изучением проблем образования.
Всякий, кто освоил технологию обучения и применяет её, не перестаёт удивляться тому, как она работает. Мальчишка, который давно забросил все школьные учебники, после нескольких занятий с использованием технологии обучения читает учебник физики даже на переменах. После прояснения нескольких химических терминов ученица с радостью заявляет, что она полюбила химию.
Попробуйте спросить у любого школьника, что означает тот или иной термин. Например, «математика» или «физкультура». Послушайте, что он вам ответит. А потом непременно посмотрите, что об этом пишет толковый словарь. На всякий случай. Одну девочку в музыкальной школе спросили, что такое «сольфеджио»? Она ответила, что это кабинет Марьи Ивановны на втором этаже. Услышав такой ответ, Мария Ивановна, наконец-то, начала прислушиваться к сотрудникам Прикладного образования СНГ, которые уже много дней безуспешно пытались донести до неё важность прояснения непонятых слов.
Можно упорно отрицать, что технология обучения работает, и продолжать утверждать, что есть дети, которых невозможно обучить. Я со всей ответственностью заявляю: это — отговорка, позволяющая безнаказанно допускать «брак» в образовании. С помощью технологии обучения можно научить любого ученика. И намного проще начать это делать в раннем возрасте, чем в 6-ом или 9-ом классе разгребать те «завалы» непонятых слов, которые накопились за всю его жизнь.
А. Шалаев,
директор НОУ «Новая школа»








Источник: http://www.apscis.ru

Теги статьи: учебный центр, методы, москва, обучение, учеба, успех, Хаббард, технология обучения, Прикладное образование



«Новая школа»: что нового?

Сегодня мало, кто знает, что в Новокуйбышевске работает частная школа. Удивительно, но спустя шесть месяцев после того, как мы дали большую статью в городской газете, многие горожане удивленно спрашивают: «А где такая школа?».
В двух словах не расскажешь, поэтому я, если нет под рукой копии той статьи, отправляю всех к номеру 34 еженедельника «Город Н-ск.2000» от 31 августа 2007 года. Не буду повторяться и здесь.
Прошло полгода. Сегодня у нас занимаются четыре ребенка. Все они обучаются по программам начального общего образования. Мы не называем их учениками, они — студенты. Слово «студент» от латинского «students» — усердно работающий, занимающийся. Наши студенты занимаются усердно и самостоятельно, именно так, как того требует Технология обучения, разработанная Л. Роном Хаббардом...
Думаю, стоит сразу определиться с автором Технологии. В беседах с разными людьми мне время от времени приходится сталкиваться с негативным отношением к Л. Рону Хаббарду: «Вы что! Это же секта!». При этом каждый раз выясняется, что Хаббарда никто не читал.
Справедливости ради следует сказать, что Л. Рон Хаббард разработал не только Технологию обучения. Он является основателем саентологии — новой религиозной философии. Ну и что?
Сегодняшнюю классно-урочную систему обучения изобрел Ян Амос Коменский — епископ протестантской «Общины чешских братьев».
Связывать Технологию обучения с религиозными взглядами Хаббарда — то же, что признавать все наши сегодняшние школы протестантскими.
Так или иначе, определяющим является закон. А по закону школьное образование — светское. Мы исходим из этого: в школе — никаких религий.
Что касается открытий Хаббарда в сфере обучения и образования, то, имея немалый опыт работы в школе, могу ответственно заявить, что они чрезвычайно интересны и полезны и никакого отношения к религии не имеют.

...Чтобы лучше донести смысл Технологии обучения, я обычно привожу слова Брюса Флаттери из Торонто, профессора колледжа «Английский Йорк»:
«Основное положение Технологии обучения Хаббарда состоит в том, что если у студента дела идут хорошо, то вы позволяете ему спокойно продолжать обучаться, но если у студента начинаются трудности (как у большинства сегодняшних студентов), то в этом случае используется новая точная технология, позволяющая преодолеть эту трудность.
Это совершенно новый взгляд.
Л. Рон Хаббард был достаточно храбрым, чтобы утверждать, что для любой проблемы в обучении есть работающее решение. Тысячи людей, которые обучились этой технологии, знают, что это истинно, они получили недостающие инструменты, необходимые как для понимания, так и для применения знаний в любом предмете, который они решили изучить».

Все наши студенты прошли курс Прикладного образования «Учись учиться». Это то недостающее звено, которого нет в обычной школе. Курс рассчитан на 36 часов. Уже при его прохождении становится видно, насколько дети отличаются друг от друга. Кому-то на этот курс понадобилось 12 часов, а кому-то — 52. Технология обучения позволяет каждому студенту работать в своем темпе. Более того, она позволяет ребенку научиться работать быстро и в то же время результативно.
Все наши студенты пришли к нам не потому, что их родители искали в частной школе престижа или элитности. Признаться, этих атрибутов у нас пока нет. Наши дети либо «излишне» индивидуальны для того, чтобы им было комфортно в массовой школе, либо просто «не успевали» заниматься в условиях традиционной классно-урочной системы. При этом все они великолепно соображают. Пройдет совсем немного времени, когда они догонят и перегонят своих сверстников.
Стартовый багаж наших школьников не одинаков. Однако, все они успели позаниматься в обычной школе. Интересно наблюдать за новенькими. По привычке они ждут, когда с ними начнут работать. По привычке они могут изучить новый материал и сразу после занятий не назвать новых понятий и определений. С большим трудом они составляют предложения с новыми словами и совсем не умеют, а потому не любят писать эссе.
Это быстро проходит. Когда рядом со студентом профессиональный Инструктор, все проблемы обучения решаются быстро. При этом в задачи Инструктора не входит объяснять ребенку новый материал. Ребенок учится сам. Инструктор только наблюдает за его работой, обнаруживает его препятствия и помогает с ними справиться. Технология обучения позволяет одному Инструктору управляться с группой до 15 студентов, а при необходимости — до 30 и более.
Измеряя время освоения учебного материала нашими студентами, мы констатируем, что уже сейчас, еще не владея в совершенстве Технологией обучения, они укладываются в нормы, определенные стандартным почасовым планированием. При этом домашних заданий у нас нет, так как, повторюсь, дети еще не освоили в совершенстве Технологию обучения, чтобы заниматься без Инструктора.
Главное, что нужно для работы по Технологии, — это учебники, по которым студент может заниматься самостоятельно. Ревизия учебников для начальной школы выявила, что подходящих комплектов не существует. Поэтому, взяв за основу наиболее популярную в городе программу профессора Виноградовой Н. Ф., мы принялись создавать свои учебники.
Наши попытки привлечь педагогические силы города к работе не увенчались успехом. Были несколько желающих, которым мы предлагали пройти обучение Технологии и трудоустроиться. Но, узнав о необходимости работать на уровне создания собственных учебников, люди пугались. Я их не осуждаю. Работа действительно сложная и требует высочайшего профессионализма и большой отдачи.
Приятно осознавать, что наши ребята занимаются с удовольствием. Мама одного студента после большого снегопада не пускала его в школу, так он ей заявил: «Я все равно пойду!». И это после всех проблем, которые у него были в обычной школе. Прибавьте сюда то, что наши уроки не по 40-45 минут, а по часу. Я знаю, что санитарные нормы устанавливают 45 минут как предел. Согласен, что это оправдано, когда ребенок обучается в условиях классно-урочной системы. А если он предоставлен себе? Сколько времени ребенку можно играть? Таких норм не существует. На своем опыте мы уже убедились, что даже после часа работы ребенка трудно оторвать от занятий и заставить отдохнуть. Он не устает. Но если соблюдается Технология! Поначалу, когда мы только начинали внедрять Технологию, приходилось прерываться чаще. Сегодня уже нет. А в иные дни дети настолько увлекаются учебой, что забывают не только о времени, но и про бассейн, и про художественную школу.
У меня на этот счет есть такая аналогия. Для армейской колонны автомобилей установлена средняя скорость передвижения без сопровождения 40 километров в час. Меня на службе в армии это всегда раздражало, ведь военный грузовик может двигаться как минимум в два раза быстрее. Но при большей скорости движения колонна просто «разваливается». Так же и на уроке. Ребенок, «связанный» классом, не может долго быть в рабочем состоянии. Максимум — 45 минут. После этого времени он «развалится», если ему не дать перерыв. Мы в нашей школе разрушаем эту «связь» и получаем удивительные результаты.
Подтвердила свою состоятельность и применяемая нами система оценки. Студент сам считает свои статистики по итогам занятий и определяет свою успешность. При этом он сравнивает свои вчерашние статистики со своими сегодняшними и точно видит, куда он движется.
Есть еще много интересного, о чем стоит поведать. Так бывает всегда, когда идет творческая работа. Мы продолжим знакомить вас с успехами и особенностями применения Технологии обучения в следующих выпусках газеты. А особо интересующимся мы всегда рады. Приходите, звоните, пишите.
И присоединяйтесь.

Андрей Шалаев,
индивидуальный предприниматель

Поделиться:

----
Еремеева Елена (pr-менеджер)
lenok111@list.ru


Все афиши