Спектакль «Зачем было столько лгать?» 18+
02.12.2016
• 2 декабря, пятница. Начало в 19.00 (Мемориальная экспозиция)
• Музей им. Анны Ахматовой в Фонтанном Доме (Литейный пр., 53)
• Билеты — 400 руб.
Лев Гумилев, в общей сложности, провел в лагерях и тюрьмах около 14 лет. Последний раз он был арестован в ноябре 1949 года. Этапом через Челябинскую пересылку и Карагандинский лагерь попал в лагерь под Омском.
Анна Ахматова все это время жила «завороженная застенком»: «Ужас впивается в тело и делается им. Как чудовище у Данта. Человеку кажется — это не его рука, а рука чудовища. Это не его совесть, а совесть чудовища» (из записной книжки Ахматовой).
Ради спасения сына, «отрекаясь от нравственной чистоты своей поэзии», она пишет славословия вождю — стихотворный цикл «Слава миру», который всю оставшуюся жизнь жег ее как незаживающая рана. Жертва была напрасной — Лев пробыл в заключении три года до смерти тирана, и три — после.
Из Омского лагеря заключенный «Б-739» посылал письма и своей матери, и своей возлюбленной. С декабря 1954 по апрель 1956-го Наталье Васильевне Варбанец в Ленинград пришло 62 письма от заключенного ГУЛАГа Льва Николаевича Гумилева. Он влюбился в Наталью Варбанец, или Птицу, в первую же их встречу, на следующий же день знакомства явился к ней в дом делать предложение и принес в подарок веер Ахматовой. Лагерные письма Гумилева читаются как роман о несостоявшейся любви.
Эти письма, а также страницы дневника Натальи Варбанец, строки из записных книжек Анны Ахматовой, воспоминания современников и легли в основу спектакля.
Спектакль выстроен как тройной портрет на фоне века, как роман в письмах. Ведь сквозь эти письма, сквозь страницы дневника, который Птица вела с 1930-х годов, кроме личных отношений, проступает фон тогдашней советской жизни — и лагерной, и «свободной», в которой оставались возлюбленная Гумилева и его мать — Анна Ахматова.
В спектакле звучат стихи Анны Ахматовой, Николая Гумилева, Александра Блока, фрагменты из поэмы Льва Гумилева и его исторического исследования «Хунну». В ходе сценического действия в реальные события врезается неоконченная пьеса Анны Ахматовой, «полу-шутовская, полу-пророческая», «Энума Элиш. Пролог, или Сон во сне».
• Режиссер Лариса Артемова
• Композитор И.Рогалев
• Художник Н.Клемина
Контакты для СМИ:
----
pbti (руководитель (Петербургское Бюро Транспортной Информации))
(812)710-54-91
pbti2@yandex.ru
Все афиши