Дети в школе: перегрузки или отсутствие понимания?
21.04.2011
17 апреля 2011 года. Близятся выпускные и вступительные экзамены, институты проводят дни открытых дверей, зазывая к себе, а в общественной палате тем временем пытаются решить проблему отсутствия у школьников интереса к учебе.
Факт приближения конца учебного года наверняка вызывает разные эмоции у разных людей. Если это образцовый родитель ученика начальной школы или сам ученик, то для них это означает что скоро будут каникулы, не надо будет учить уроки и можно будет отправиться куда-нибудь отдохнуть. Одним словом, для них это довольно приятное обстоятельство.
Но если мы будем говорить о тех, кто учится в выпускных классах или про их родителей, то это грозит выпускными экзаменами. Для учеников это значит, что придется зубрить множество предметов, а для родителей, что пора искать репетиторов.
Впрочем, если даже посмотреть на первую группу, то можно задаться вопросом — а что хорошего в том, что люди радуются отсутствию занятий и воспринимают ее как передышку? Или даже еще более неприятным вопросом — почему это так? Вариант ответа на этот вопрос прозвучал во время заседания общественной палаты — детям в школе скучно и неинтересно.
И хотя это утверждение вряд ли можно распространить на каждого ребенка, все же в нем есть довольно большая доля правды. Ведь если бы детям было в школе интересно, то наверное они усваивали бы больше 60%. Ведь, если верить данным единого государственного экзамена, средний балл за который в 2010 году составил от 43% до 57% в зависимости от предмета, основное количество учащихся не усваивает половину того что они изучают.
В действительности жалобы на отсутствие у школьников интереса можно услышать от разных людей — от педагогов, от родителей, да и от самих детей. В качестве причины называют, как правило, систему, учителей и большое количество уроков. Некоторые даже пытаются заявлять, что в пединституты идут те, кто плохо учился в школе.
Стоит признать, что подобные утверждения довольно сомнительны. Что касается «плохих» учителей, то это конечно возможно, но плохи ли сами учителя, или им недостает инструментов для того чтобы помочь детям справиться с проблемами в обучении? Скорее второе. Ведь большинство учителей которые идут в работать в школу искренне хотят помочь детям.
Что касается системы образования, то это слишком общее заявление, которым очень легко кидаться, ведь при таком утверждении достаточно сказать, что надо менять систему и вроде бы как ты предложил решение. Как бы ни так! Это заявление такое же обобщенное, как и «причина».
Еще одним из любимых вариантов «решения» является сокращение нагрузки детям. Возможно, эти советчики не обращали внимания на то, что в детском возрасте большинство знаменитостей и просто успешных людей занимались спортом после школы, ходили на танцы, играли в шахматы или даже начинали работать.
Впрочем, чтобы за примером не приходилось ходить далеко, можно зайти в ближайшую школу и посмотреть, что делают дети после «утомительного» учебного дня. Если верить ратующим за сокращение уроков, то дети должны настолько уставать, что после последнего урока логичным для них было бы просто падать на столы и минут
Не очень-то похоже на перегрузку, правда?
На это могут возразить, что если прийти в класс, то часто можно увидеть утомленных детей, которые зевают и не могут сконцентрироваться. Это правда, но это не противоречит написанному выше.
Если задаться целью найти ответ на вопрос утомляемости детей в школе, то можно довольно легко обнаружить что подробное описание причин этой проблемы и даже целая технология для их решения существует уже больше 50 лет! Довольно известный писатель и философ Рон Хаббард, еще в
Так вот что интересно, так это то, что разработанная им методика, получившая простое, но доходчивое название «Технология обучения» позволяет поднять уровень усвоения материала в среднем до 85%.
Но это сухие цифры, а вот как это выглядит в жизни. Ниже приведена история одного студента, который очень хорошо знает, что такое утомление и откуда оно берется:
«Несколько лет назад я начал изучать астронавигацию (способ прокладывать путь посредством наблюдения за Солнцем, Луной и звёздами), и этот предмет казался мне устрашающим. Я испытал множество неприятных физических ощущений, в том числе тупую боль, которая быстро перешла в глубокую бессознательность. Я с трудом мог продержаться хотя бы 30 секунд, не засыпая.
Потом я познакомился с технологией обучения. Используя ее, я добрался до сути этого предмета после того, как получил ясное понимание КЛЮЧЕВЫХ слов. Я обнаружил, что в некоторых случаях я думал, что понимаю слова, хотя на самом деле я придумал для них дефиниции, которые были совершенно неправильными.
Изучив правильные значения этих слов, я почувствовал, что мою усталость как рукой сняло, и я смог понять, что написано в учебнике, в который за несколько часов до этого я не мог даже смотреть».
Так что можно конечно слушать «умные» предложения снизить нагрузку для детей, убрать учителей из школы или вообще перевести все обучение на дом, а можно просто использовать то, что уже работает на протяжении полувека и работает превосходно.
Артём Кузнецов
----
Степнова Елена Сергеевна (Прикладное Образование)
stepnova.2010@mail.ru
Все афиши