НА СТРАЖЕ ДЕМОКРАТИИ — Выпуск 29 (2012 год)
29.10.2012
Социологические исследования сегодня фиксируют высокий уровень внимания украинцев, в том числе 60% жителей городов, к работе ключевых государственных структур — парламента (62%), Кабинета Министров (53%), Национального банка (46%). В целом, государственным структурам доверяет лишь 27% горожан. Самый высокий показатель доверия — у Национального банка (32%), за ним следуют Кабинет Министров (26%), центральные органы исполнительной власти (25%), Администрация Президента (25%), Верховная Рада (21%), Высший совет юстиции (18 %). Среди основных причин недоверия граждан к государственной власти — коррупция (ею недовольны 54% респондентов), бездействие (38%), бюрократия (29%), безразличное отношение чиновников к гражданам (22%), а также отсутствие информации о планах государственного развития (11%).(2)
В этом контексте следует отметить, что больше всего украинцы доверяют средствам массовой информации, а также церкви. Остальные общественные институты, среди которых профсоюзы, суды, прокуратура, милиция и правительство, практически полностью утратили доверие населения.(3)
В значительной мере такое разочарование стало следствием упущенного шанса Оранжевой революции. Ее лидеры скомпрометировали себя неэффективным управлением государством и внутренними распрями. Вероятно, именно сильное разочарование стало причиной относительно спокойного отношения людей к аресту и заключению экс-премьера Ю.Тимошенко.
С формальной точки зрения Украина является республикой. Она имеет Конституцию, где закреплен статус украинского народа как единственного источника власти. Но что происходит в реальности? Низкий уровень политической культуры, доставшийся в наследство от Советского Союза, стал причиной того, что и элита, и народ не сумели пойти по пути эффективного развития правового и демократического государства. Украинцам все еще свойственна психология патернализма — ожидания социального и финансового попечения со стороны государства. Элита же избрала путь личного обогащения, а не защиты интересов общества и построения единой для всех системы правил в политике, экономике и социальной жизни. В результате сегодня имеем ситуацию, когда украинское население является одним из беднейших в Европе, а украинские бизнесмены — одними из самых богатых. Причем разрыв между первыми и вторыми стремительно растет.(4)
Какую роль сыграли государственные чиновники в становлении украинского государства? Украинский институт государственной службы, являющийся непосредственным преемником бюрократических традиций советского образца, так и не смог стать той почвой, которая бы взрастила новое европейское государство. Напротив, 350 тыс. государственных служащих (и это после сокращения чиновничьего аппарата почти на 30%, которое осуществил В.Янукович в 2010 году после победы на выборах) своей крайне неэффективной работой настраивают население против себя, а значит — и против государства. Из-за отсутствия унифицированной и жестко контролируемой системы подготовки госслужащих, наиболее распространенным путем прихода на государство службу стали личные и родственные связи. Такая ситуация создала предпосылки для разрастания коррупции, насквозь пронизавшей чиновничий аппарат на всех уровнях.(5) Некоторые эксперты уже говорят о формировании «рынка государственных должностей», предполагающего, что за должность необходимо уплатить фиксированную сумму взятки.(6)
Следует заметить, что власть последовательно «работает» на углубление негативного восприятия себя со стороны населения. И причина не только в несоответствии предвыборных обещаний реальной политике и действиям. Причина в том, что власть перекрывает любые пути для выхода населения из бедности. Она настойчиво разрушает в глазах народа образ успешной Украины, так же, как ее предшественница разрушила веру украинцев в Оранжевую революцию и системные реформы.
Дополнительным фактором негативного отношения к власти являются различные льготы, которыми власть себя обеспечивает, несмотря на кризис и дефицит бюджета, — начиная от создания условий для лечения государственных чиновников, и заканчивая дорогими автомобилями, средствами на отдых и прямыми государственными дотациями. Все это происходит на фоне сокращения расходов на государственную медицину, образование и социальное обеспечение, что, естественно, порождает у народа острое чувство несправедливости.
Для восстановления связи между гражданами и государством следует, наконец, допустить народ к государственному управлению. Классическим инструментом этого процесса выступают референдумы или хотя бы регулярные опросы общественного мнения, проведение круглых столов с гражданскими лидерами и реальное, а не декларативное, принятие во внимание их позиции при подготовке и принятии государственных решений. Одним из главных средств примирения государства и народа может стать так называемая электронная демократия.
(1) http://www.euractiv.com/europes-east/portrait-ukrainian-analysis-509883
(2) http://news.liga.net/ua/news/politics/722212-ukra_nts_ne_dov_ryayut_rad_kabm_nu_natsbanku_opituvannya_km_s.htm
(3) http://vybory.mediasapiens.ua/2012/09/07/za-rik-riven-doviry-ukrajintsiv-do-zmi-zris-na-5-2/
(4) http://ua.golos.ua/ekonomika/20120824_v-ukraine-rastet-uroven-bednosti-nam-ne-hvataet-na-edu-ekspertyi
(5) http://www.kyivpost.ua/opinion/op-ed/chomu-yankovich-ne-vigraye-vibori-u-2015-roci.html
(6) http://www.pravda.com.ua/articles/2012/02/28/6959609/
Комментарий Фонда "Сначала Люди«: Следует признать факт, что ни одно украинское правительство никогда не следовало закону и не уважало его. К тому же, большая часть законов была так выписана нашими законодателями, что нередко позволяла интерпретировать их на усмотрение тех, кому это было выгодно. Каждый из президентов навязывал законодательным органам собственное видение «правильных» законов. Как следствие, институты власти утратили уважение народа и международного сообщества. Сегодня наши власть имущие считают вполне допустимым нарушать и обходить законы, если они противоречат их корпоративным интересам. В сущности, эта деструктивная тенденция уже стала неписаным правилом деятельности власти.
Что же касается «достижений» нынешнего политического режима, то последние два года его «хозяйствования» характеризовались откровенным нарушением Конституции, законов и гражданских прав. Конечно, законы нарушались и раньше, но все же не так неприкрыто и грубо. Среди наиболее показательных последствий таких системных нарушений следует назвать отмену парламентско-президентской системы, введенной при президенте В.Ющенко, и утверждение президентско-парламентской вертикали власти. Конституция гласит, что смена политического устройства возможна лишь после проведения общенационального референдума. Но о референдуме не было и речи. Соответственно, следующее правительство сможет отменить все эти изменения, так как формально они являются неконституционными. Другой пример — голосование в зале Верховной Рады без физического присутствия там депутатов. Случались казусы, когда за определенный законопроект поступало более 280 голосов, в то время как в действительности в зале парламента находилось менее
Похоже, что нынешняя власть действует по принципу «победитель получает все» и даже не предполагает, что кто-то может ей помешать в «хозяйственной деятельности». При этом всех остальных она считает дураками. По крайней мере, об этом свидетельствует предвыборная программа правящей Партии регионов. Яркая глянцевая брошюрка, которую получила в свой почтовый ящик чуть ли не каждая украинская семья, пытается убедить читателя в том, что до прихода во власть Президента Януковича Украина находилась в беспросветном упадке, хотя это вовсе не соответствует действительности.
Предвыборный манифест Партии регионов, по сути, является вершиной мастерства политического манипулирования. Приведенные в нем «факты» может опровергнуть любой школьник, а высказанные обещания поднимают понятие «популизм» на невиданную доселе высоту. Вот лишь несколько примеров.
• Они обещают повысить среднюю заработную плату государственным служащим с 300 до 1000 долл., то есть на 330%. Это обещание абсолютно недостижимо, поскольку противоречит соглашениям с международными кредиторами, благодаря которым Украина все еще держится "на плаву".
• Они обещают скидки на лекарства для пенсионеров. И это при том, что совсем недавно Президент обвинял министра здравоохранения в махинациях с фармацевтическими компаниями, которые поставляют медикаменты для государства, но продают их по рыночным ценам. Напомним, что средняя пенсия в Украине сегодня составляет 150 долл. (т.е. 5 долл. в день) — в стране, где цены на продукты вполне европейские!
• Они обещают поддерживать малый и средний бизнес. И это после того, как внедрили драконовский Налоговый кодекс, против которого на Налоговый Майдан вышли 120 тыс. малых предпринимателей, и после того, как предоставили налоговой милиции получили беспрецедентные полномочия захватывать и арестовывать имущество предпринимателей, в результате чего доля в ВВП малого и среднего бизнеса всего за два года сократилась с 17% до 11% (при том, что в странах ЕС малый и средний бизнес приносит в среднем 57% ВВП).
• Они обещают ежегодный экономический рост на уровне 5%. И это почти сразу после того, как согласовали со Всемирным банком и МВФ рост на уровне 1,5% в 2012 году и 0% в
• Они обещают изменить баланс экономики, осуществив переход от продажи сырья к производству, но не говорят, как этого можно достичь. Не стоит забывать, что большинство "спонсоров" правящей партии зарабатывают свои капиталы именно на продаже сырья на мировых рынках.
• Они обещают предоставить равный статус всем языкам в Украине. И это при том, что совсем недавно отказались предоставлять румынскому и татарскому языкам тот статус, который, вопреки яростному сопротивлению общественности, предоставили русскому языку.
• Они утверждают, что построили пять новых аэропортов. И это при том, что соответствующие проекты появились еще при президентстве В.Ющенко и были утверждены премьер-министром Ю.Тимошенко. Три аэропорта из этих пяти были построены за счет частных инвесторов, один профинансировали международные инвесторы, и только львовский аэропорт был построен за счет государства в рамках подготовки к Евро-2012, обернувшегося для Украины финансовым крахом.
• Они гордятся тем, что развивают инфраструктуру дорог. Но в международном рейтинге качества дорог Украина находится в числе стран с наихудшими дорогами — на
Перечень лживых цифр и невыполнимых обещаний бесконечен. К сожалению, средства массовой информации не спешат изобличать эти "отклонения" от истины.
Добавьте ко всему вышеизложенному такие «достижения» власти, как ограничение свободы собраний, слова и прессы, манипулирование телевидением, атаки на частный бизнес, совершаемые под предлогом нарушения налогового законодательства, стремительное сокращение сельского населения из-за уничтожения сельского производства и инфраструктуры, рост уровня смертности, а также рост темпов эмиграции украинцев.
Всем, кроме самой власти, вполне очевидно, что призрак совка, который оживает в лице нынешней власти, никому не внушает ностальгии. И не может внушать — в стране, где на общенациональном референдуме в 1991 году 92% граждан проголосовали за независимость Украины.
Жаль, что об этом забыла оппозиция. Лозунги, телешоу, рекламные плакаты — вот примитивные аргументы оппозиционных лидеров. Народ уже не верит, что они действительно имеют новое видение страны и могут выполнить то, что обещают, когда критикуют власть.
Стране, возможно, нужен новый референдум, который одинаково угрожает оппозиции и власти, ведь народ может проголосовать не бюллетенями, а кулаками.
Цитата недели:
Мы будем называться демократией до тех пор, пока у нас в стране достаточно людей, готовых бороться за свои права.
Роджер Болдуин
Борец за гражданские права
----
Whites Communication (Whites Communication)
whites@wipr.com.ua
Все события