пресс-релизы, анонсы, события

10.09.2012

НА СТРАЖЕ ДЕМОКРАТИИ — Выпуск 24 (2012)

10.09.2012


Со своей стороны, Президент В.Янукович уже после подписания закона признал его несовершенным и пообещал внести в документ изменения уже в сентябре текущего года. Представители Партии регионов, фракция которой в парламенте проголосовала за принятие закона, нарушив ряд норм регламента Верховной Рады и не приняв во внимание экспертные заключения профильных комитетов, отметили, что партия только выполняет свои предвыборные обещания, касающиеся, в частности, придания русскому языку статуса второго государственного.(2)

Сразу после вступления нового закона в силу областные советы на востоке Украины, в частности в Одесской, Донецкой, Луганской, Днепропетровской, Харьковской, Запорожской, Николаевской и Херсонской областях приняли решение о предоставлении русскому языку статуса регионального, и таким образом признали необязательным использование украинского языка в делопроизводстве и судопроизводстве.

Одновременно национальным меньшинствам болгар в Одесской области и крымских татар в Крыму не позволяют закрепить свои родные языки в статусе региональных — вопреки тому, что в этих регионах проживает более 10% представителей упомянутых национальных меньшинств. Поэтому при воплощении нового закона в жизнь власть сразу начала применять двойные стандарты, предоставляя преференции лишь русскому языку. Отдельную проблему составляет финансовый аспект вопроса. Для полноценного воплощения закона в жизнь на его выполнение потребуется выделить из местных бюджетов более 2 млрд. долл. На сегодняшний день таких денег в местных бюджетах нет.

Таким образом, после принятия нового языкового закона и подписания его В.Януковичем языковое деление Украины на «восток» и «запад» приобрело формальные черты, а проблема перешла из латентной в острую форму. Москва, в свою очередь, мгновенно воспользовалась ситуацией, сложившейся вокруг украинского закона о языках, и посредством дипломатических каналов заявила, что будет оказывать всестороннюю финансовую поддержку развитию русского языка в Украине.

Противоречивость нового закона о языках обусловила ситуацию, когда различные регионы Украины начали на свое усмотрение трактовать и воплощать закон в жизнь, что является свидетельством разрушения единого законодательного поля.

Так, Львовский городской совет обвинил Президента В.Януковича в попытке ликвидировать украинскую государственность и обнародовал по этому поводу Обращение к украинскому народу. В обращении депутаты горсовета отмечают, что действующий политический режим в Украине взял курс на ликвидацию украинской государственности, деукраинизацию информационного пространства, русификацию образования, науки, культуры и публичной сферы. Депутаты определили сложившуюся ситуацию как подготовку к интеграции Украины с Россией и языковой геноцид титульной украинской нации.(3)

Кроме того, Львовский городской совет официально обратился в Конституционный Суд Украины с требованием разъяснить отдельные положения Конституции о языковой политике, в частности вопрос о том, имели ли право отдельные областные советы на востоке Украины утверждать русский язык в статусе регионального. Ранее Тернопольский областной совет призвал судей Конституционного Суда Украины признать закон о языках неконституционным и принял решение о том, что закон не имеет никаких правовых последствий на территории Тернопольской области, а также призвал все местные советы Украины разного уровня не выполнять языковой закон. Не признал легитимным новый закон и городской совет Ивано-Франковска, заявив о его невыполнении и направив соответствующее заявление в Конституционный Суд Украины. Сложилась угрожающая ситуация, когда западная Украина юридически не признала новый закон, а восточная Украина поспешила, вопреки Конституции, предоставить русскому языку статус, равный статусу государственного языка.

Власть, похоже, не ожидала столь серьезных последствий принятия языкового закона, очевидно, считая его лишь удачным предвыборным ходом. Впрочем, явные признаки разрушения украинской государственности подталкивают действующий режим к принятию мер с целью прекращения деструктивных процессов. С этой целью Президент В.Янукович создал рабочую группу, задача которой состоит в доработке Закона «Об основах государственной языковой политики». В состав рабочей группы вошел, в частности, и первый президент Украины Леонид Кравчук. Рабочая группа уже подготовила новую редакцию законопроекта, в которой не предусматривается предоставление языкам национальных меньшинств статуса региональных, а лишь предлагается реализация комплекса мер в местах компактного проживания нацменьшинств, численность которых на определенной территории составляет не менее 30%. При этом окончательное решение о реализации мер по поддержке и защите языков нацменьшинств уполномочена принимать только Верховная Рада. Члены рабочей группы в основном признают, что основы языковой политики Украины закреплены в Конституции, а новый закон не может брать на себя функцию регулирования языкового вопроса. Ожидается, что новая редакция языкового закона предусмотрит и восстановление обязательного квотирования украиноязычной продукции на телевидении, радио и в печатных СМИ. Впрочем, пока что деструктивный закон действует, продолжая разъединять украинцев на двух берегах Днепра.(4)

Примечательно, что, по данным социологических опросов, в результате принятия скандального языкового закона Партия регионов не приобрела, а, наоборот, потеряла 5% поддержки избирателей. На «языковой теме» удалось снискать расположение русскоязычных избирателей только коммунистам, да и то всего лишь на жалких 0,2%. А вот рейтинги «Объединенной оппозиции» и право-радикального ВО «Свобода» выросли более чем на 2%. Подписание языкового закона существенно ударило и по авторитету Президента В.Януковича.(5) Этим шагом он продемонстрировал, что не может выступать единым лидером для востока и запада Украины и не готов защищать национальную идентичность украинцев.
(1)http://www.bbc.co.uk/ukrainian/politics/2012/08/120820_russian_language_law_effects_sd.shtml?print=1
(2) http://www.dw.de/dw/article/0,, 16189892,00. Html
(3) http://www.pravda.com.ua/news/2012/08/30/6971707/
(4) http://kommersant.ua/doc/2011092
(5) http://www.pravda.com.ua/articles/2012/08/14/6970804/

Комментарий Фонда \"Сначала Люди\«: Похоже, власть полностью потеряла связь с народом, а руководство государства преследует собственные интересы, которым, по его мнению, должно служить все, включая Конституцию.

Безусловно, с точки зрения цивилизованного демократического процесса такое поведение выглядит дико. Представьте себе на мгновение президента Обаму, который бы перед народом Америки, скажем, во время своего ежегодного выступления перед Конгрессом, заявил о решении отозвать Билль о правах или отменить «пятую поправку» к Конституции США — просто потому, что они ему мешают... Импичмент и позорное изгнание из политики показались бы ему счастьем. К сожалению, это не украинский сценарий...

Украинская Конституция — фундаментальный государственный документ, который поддержал народ. Это основной закон, которому должны подчиняться все граждане Украины и люди, живущие на ее территории, включая президента, правительство и депутатов Верховной Рады. Конституция — стержень государственности и прочная опора украинского национального самосознания. Дополнена или изменена она может быть лишь волей украинского народа — через национальный референдум, решение которого закрепляет независимый (!) Конституционный Суд. Это не меню в ресторане, которое можно подгонять под вкусы и потребности клуба бизнесменов, которым на сегодняшний день является Верховная Рада. Действующий политический режим не имеет ни прав, ни полномочий вносить в Конституцию поправки без вынесения их на общенациональное обсуждение. Следовательно, новый закон является нелегитимным, что бы ни говорила власть.

Тезис о якобы соответствии нового закона директивам Евросоюза о языках национальных меньшинств — нонсенс. Создатели закона слишком избирательно и тенденциозно выдернули из контекста Европейской директивы отдельные положения и при этом полностью проигнорировали Конституцию Украины, которая четко и недвусмысленно определяет фундаментальное верховенство украинского языка. Русский при этом может быть языком большинства, так, как, скажем, английский был в Уэльсе языком большинства — до момента признания официальным валлийского языка, но сути вопроса это не меняет.

А суть на самом деле заключается в том — и это, конечно, ни для кого не секрет, — что нынешняя власть стремится не защищать права нацменьшинств, а сделать доминирующим русский язык. И это не имеет ничего общего с директивой ЕС, задача которой заключается в признании и поддержании прав национальных меньшинств.

В 2011 году Фонд «Сначала Люди» провел общенациональный опрос с целью определить важнейшие для людей проблемы. Примечательно, что вопрос языка не попал даже в десятку приоритетных проблем. Стоящим внимания этот вопрос считают менее 25% опрошенных. Исходя из этого можно утверждать, что нынешний языковой кризис создан вполне искусственно.

Но почему именно этот закон, и почему именно сейчас?

В поиске ответа на этот вопрос кто-то укажет на «руку Москвы», кто-то посчитает, что власть таким образом пытается отвлечь внимание от процессов в экономике и заработать дополнительные очки перед выборами в глазах русскоязычного населения востока и юга страны. Очевидно, что закон уже подлил масла в огонь межрегионального языкового противостояния, и в этом есть своя коварная логика.

Целенаправленно разделяя Украину на два лагеря, Партия регионов делает ставку на русскоязычный электорат, который формально составляет в Украине большинство. Она бесцеремонно нажимает на «болевые точки» Украины с единственной целью — обеспечить свое дальнейшее пребывание у власти ценой поддержки русскоязычного населения. Это циничная и крайне опасна избирательная практика, подрывающая принципы демократии и при этом являющаяся не более, чем политической манипуляцией. Такое поведение власти демонстрирует ее полную безнравственность, цинизм и неспособность прогнозировать последствия своих действий. С другой стороны, оппозиция в ответ тоже будет вынуждена апеллировать к украиноязычному западу, тем самым усиливая и так крайне напряженную ситуацию.
И последнее. Президент в любой стране обязан быть силой, репрезентующей и объединяющей всю нацию. На примере Ближнего Востока мы видели, что происходит, когда в противостоянии власть поддерживает только одну из сторон. Боже упаси, чтобы нечто подобное произошло здесь...

Общеизвестно, что языковые и религиозные разногласия, — это минное поле для вмешательства и манипуляций. Остается надеяться, что политикам хватит ума не раскачивать лодку еще больше, ведь они сами в ней плывут...

И в заключение. Про политическую позицию «оппозиции» вообще нечего говорить. Такая вот у нас объективность.


Цитата недели:
Проблема нашей страны в том, что у нас слишком много политиков, которые убеждены — и их убежденность порождена опытом, — что можно бесконечно долго дурачить людей.

Франклин П. Адамс
Американский писатель

Поделиться:

----
Whites Communication (Whites Communication)
whites@wipr.com.ua


Все события