пресс-релизы, анонсы, события

21.08.2012

НА СТРАЖЕ ДЕМОКРАТИИ — Выпуск 21 (2012)

21.08.2012

Украина начала дрейф в сторону экономических проектов с Россией
На внеочередной сессии парламента 30 июля этого года депутаты ратифицировали Соглашение о зоне свободной торговли с Содружеством независимых государств (СНГ), подписанное премьер-министром Н.Азаровым еще в октябре 2011 года. По утверждению правительства, Украина от такой сделки получит рост ВВП на уровне 2,5% и увеличение товарооборота со странами СНГ на 35%. Власть также ожидает дополнительных поступлений в государственный бюджет на уровне 9,4 млрд. грн. (1,2 млрд. долл.) в год.(1) С другой стороны, соглашение предусматривает значительные ограничения в более чем 60-ти товарных группах, в частности, это касается природного газа и электроэнергии, а также консервации экспортной пошлины на сырую нефть России, Беларуси и Казахстана, стран, входящих в Таможенный Союз.
Создает ли Соглашение о зоне свободной торговли с СНГ дополнительные риски для европейской интеграции Украины? Потенциально — да, поскольку в соглашении предусмотрены санкции в случае заключения страной-членом ЗСТ торговых соглашений, грозящих убытками остальным участникам договора. Помимо прочего, Украина уже не сможет активно заниматься реэкспортом в Россию европейских товаров. Значительно замедлятся и темпы согласования украинской экономики с европейскими стандартами. При этом Россия, вероятнее всего, сознательно сохранит для Украины экспортное окно, чтобы окончательно привязать украинские предприятия к российскому рынку и сделать невозможной трансформацию украинской экономики, как, впрочем, и политики, в соответствии с европейскими стандартами. По сути, Соглашение о зоне свободной торговли с СНГ сегодня выглядит как соглашение между Украиной и Россией, поскольку документ ратифицировали только Украина, Россия и Беларусь.(2)

В Представительстве ЕС в Украине отметили, что ратификация Соглашения о зоне свободной торговли между Украиной и СНГ не препятствует подписанию аналогичного документа с Евросоюзом. В то же время, председатель комитета Государственной Думы России по делам СНГ Л.Слуцкий отметил, что ратификация Украиной договора о зоне свободной торговли с СНГ может стать шагом на пути ее вхождения в Таможенный союз.(3)
(1) http://www.newsru.ua/finance/30jul2012/ratficacija.html
(2) http://tyzhden.ua/Economics/56996
(3) http://economics.unian.net/rus/detail/135234

Комментарий Фонда \"Сначала Люди\«: Больше всего людей и в Украине, и в мире раздражают непоследовательные политики, которые могут одновременно декларировать и исповедовать противоположные точки зрения. Так, в конце концов, да или нет? Налево или направо? На восток или на запад? Можно ли верить их словам? Какая у них стратегия?

Доверие подрывает беспринципность. Вместо того, чтобы не давать народу Украины и международному сообществу обещаний или их выполнять, украинская власть уклоняется от прямых ответов, любит спекулировать предположениями и пытается хитрить, делая полшага вперед, а потом полшага назад. Такое поведение может быть свойственно детям, но никак не правительству одной из крупнейших европейских стран.

К сожалению, как мы считаем, причина непоследовательности украинской власти заключается именно в том, что у нее нет никакой стратегии, каждое ее решение принимается под влиянием сиюминутных соображений и диктуется частными корыстными, а не государственными, интересами. Потребности государства, нужды народа в расчет не идут. Следствием бездарной экономической политики, а также до странности личностного и предвзятого, как для политиков, отношения руководства страны к своим оппонентам, стало то, что у власти сегодня, по сути, нет выбора, кроме как бессильно упасть в хищно распростертые объятия России. А самой России сегодня нужно лишь скупить достаточно украинских предприятий, чтобы по-хозяйски здесь заправлять. Если выражаться несколько изысканнее, то именно так выглядит экономический империализм.

Конечно, в построении экономических связей с СНГ можно отыскать и определенные краткосрочные преимущества, но стоит понимать, что соглашение, которое устанавливает ограничения продажи в 60-ти основных группах товаров, не может определять зону свободной торговли, — она может определять лишь торговый блок, в рамках действия которого предоставляется полное и неоспоримое преимущество одной из сторон, в данном случае России, которой чрезвычайно невыгоден свободный и сильный сосед, каковым Украина стала бы, если бы вошла в Зону свободной торговли с ЕС.

Несмотря на текущие трудности, Европейский союз — для Украины значительно более сильный и выгодный торговый партнер, нежели Россия. Следует также понимать, что ЕС заинтересован не только в сырье и энергии. Но ведь на самом деле Украина обладает огромным и все еще достаточно мощным, но почти не задействованным технологическим сектором, который можно было бы развивать и на базе которого в значительной степени строить экономику, если бы власть была не такой близорукой. Впрочем, вероятность того, что нынешние украинские чиновники вдруг начнут мыслить стратегически, стремится к нолю, а это значит, что ближайшие перспективы для Украины и ее экономики вряд ли будут радужными. Оппозиция, к сожалению, выглядит еще комичней. Страх потерять иллюзию возможной помощи из Запада или России превращает ее в «королевского шута».


Языковой вопрос как технология манипуляции общественным мнением
С приближением парламентских выборов власть, пытаясь завоевать симпатии русскоязычного населения востока и юга Украины, через своих представителей в парламенте решила педалировать языковой вопрос, предоставив русскому языку статус второго государственного. В начале июля парламент принял Закон «Об основах государственной языковой политики», предусматривающий официальное использование региональных языков, и прежде всего, русского, в работе местных органов власти. Несмотря на яростное сопротивление общественности, громкие акции протеста, в том числе и двухнедельное голодание группы активистов в Киеве, закон был передан на подпись Президенту В.Януковичу.

По результатам социологических опросов, принятие данного закона поддерживают 34% респондентов, в то время как 42% выступают против него. При этом 37% опрошенных убеждены, что защиты требует как раз украинский язык, и только 18% считают, что в защите нуждается русский.(4)

Опросы также демонстрируют, что число противников введения русского языка как второго государственного существенно превышает число сторонников этой идеи. Так, предоставление русскому языку статуса государственного поддерживает 41% украинцев, в то время как 51% выступает против. Ранее количественное соотношение этих двух групп было почти равным. Показательно, что, по мнению социологов, языковая проблема по важности не входит в десятку приоритетных для населения вопросов, существенно уступая экономическим проблемам. Украинцы прекрасно осознают «языковые манипуляции» власти — так, 74% уверены, что политики эксплуатируют тему языка только для получения голосов избирателей.(5)

Эксперты отмечают еще и финансовую составляющую вопроса. В случае подписания Президентом Януковичем языкового закона государству придется ежегодно дополнительно тратить из государственного бюджета 17-50 млрд. грн. (2,1-6,2 млрд. долл.).(6)
(4) http://ua.korrespondent.net/ukraine/politics/1377761-opituvannya-51-ukrayinciv-proti-nadannya-rosijskij-movi-statusu-derzhavnoyi
(5) http://www.radiosvoboda.org/content/article/24661724.html
(6) http://economics.unian.net/ukr/detail/135595

Комментарий Фонда \"Сначала Люди\«: В течение семидесяти лет Коммунистическая партия пыталась искоренить украинский язык и культуру, но ей это так и не удалось. Нынешняя украинская власть демонстрирует не менее, а то и более грубое пренебрежение, только на этот раз к собственной нации, умышленно обостряя весьма болезненный для Украины вопрос.

Мы живем в Украине, и государственным языком здесь является украинский. Так записано в Конституции. Такова воля большинства. Естественно, что вследствие определенных исторических предпосылок в украинском культурном пространстве присутствуют и другие народы: русские, румыны, венгры, поляки, крымские татары и многие другие. Их всех нужно уважать, но вводить второй государственный язык означает провоцировать хаос.

Если оставить в стороне эмоции и рассмотреть лишь некоторые из последствий принятия скандального языкового закона, то мы увидим, что, к примеру, бизнесменам, в том числе и инвесторам, теперь придется готовить юридические документы не только на украинском, но и на русском, что вдвое увеличит расходы, время и объем бюрократической волокиты. Только представьте этот бардак... Документы, оформленные в Донецке, где русский, не исключено, станет единственным официальным языком, нужно будет подтверждать в Киеве, где доминирует украинский. Который из языков в итоге получит преимущество, ведь эти языки не могут иметь равнозначный статус?

Какие мотивы в действительности стоят за этим необдуманным решением власти? Желание получить политические преимущества на востоке страны? Но эти преимущества эфемерны, ведь данный закон ничего не изменит к лучшему в этом регионе, и люди это прекрасно понимают. Есть и другой момент. Закон был принят сразу после окончания Евро-2012, что «смяло» весь позитив от удачно проведенного турнира, а также «предотвратило» критический анализ вопроса, стоило ли государству в условиях кризиса тратить столько бюджетных денег на его проведение. Более того, когда в дни активных протестов все внимание было приковано к событиям возле Украинского Дома в центре столицы, Партия регионов мошенническими методами приняла в Верховной Раде, где лично присутствовали менее 70 депутатов (при необходимых 226 или 50% парламента), 36 законов на миллиардные суммы! Без всякого обсуждения, они как пианисты жали на кнопки голосования своих соседей. Стоит ли говорить о демократии?..

К сожалению, оппозиция и тут не нашла модель противовесов. Они стали заложниками страха потерять поддержку всех тех, кто говорит на русском и украинском настолько, что воздержались от традиционных летних каникул.

Положительная сторона ситуацию в том, что народ страны понял цену власти и оппозиции.


Налоговая служба Украины препятствует притоку иностранных инвестиций
Иностранные послы США, Франции и Венгрии открыто заявляют, что часто получают жалобы от компаний из своих стран относительно значительных проблем в общении с украинскими налоговыми органами. Послы отмечают, что украинская налоговая служба тем самым отпугивает инвесторов из США и Европы. Наиболее типичными жалобами иностранных инвесторов на работу украинской налоговой системы являются: незаконное списание задолженности по возврату НДС; практика возмещения НДС и преференции отдельным сторонам; угрозы уголовного преследования, целью которых является незаконное получение дополнительных налоговых поступлений, а также использование налоговых органов в рейдерских атаках и чрезмерное количество необоснованных проверок.(7)

Параллельно с западными инвесторами свои претензии к украинской налоговой службе высказывает и российский бизнес. По словам руководителя группы экономической политики посольства РФ в Украине А.Урина, российский бизнес вкладывает в украинскую экономику значительные средства и заинтересован в надежной защите своих инвестиций. В связи с этим ряд компаний высказывает претензии касательно проблемы возврата НДС, авансовых сборов налога на прибыль, а также завышения таможней стоимости ввозимых товаров.

Отдельной проблемой для иностранного бизнеса в Украине является необъективность судебных решений.(8)

Для исправления ситуации иностранные эксперты советуют украинским властям предпринять ряд шагов во внутренней и внешней политике. На внутригосударственном уровне — это борьба с коррупцией, дерегулирование и следование принципу верховенства права. На внешнеполитическом уровне такими шагами должны стать подписание Соглашения об ассоциации с ЕС, возобновление сотрудничества с МВФ и развитие прагматичных отношений с Россией.(9)
(7) http://www.pravda.com.ua/news/2012/04/30/6963773/
(8) http://www.real-economy.com.ua/news/6982.html
(9)http://www.bbc.co.uk/ukrainian/mobile/business/2012/03/120315_foreign_investors_ukraine_az.shtml

Комментарий Фонда \"Сначала Люди\«: Все предприятия, компании и отдельные граждане в любом государстве должны платить налоги. Соответственно, каждое правительство должно использовать эти налоги, чтобы строить благополучное и процветающее общество. Деньги принадлежат народу, а государство является лишь их распорядителем, его работа — следить, чтобы все работали и платили налоги согласно закону, используя эти деньги так, как решил народ посредством делегирования своих прав представителям в парламенте.

Именно так это и происходит во многих государствах. Но только не в Украине. Здесь Государственная налоговая администрация является неким цербером власти, которая в условиях бюджетного голода стремится законными и другими способами выжать из бизнеса все до последней капли. Однако международный опыт показывает, что все до последней копейки никто отдавать не станет. Если бизнес считает налоги слишком высокими или несправедливыми, если предприниматели видят, что уплачиваемые ими налоги не идут на благо общества, то они сделают все возможное и невозможное, чтобы налоги не платить. Выражаясь языком математики, это можно назвать классическим примером закона спада плодородия, и в Украине люди имеют все моральные права на то, чтобы уклоняться от уплаты налогов, ведь сама материя общества сейчас находится в упадке.

В Украине бухгалтер тратит на взаимодействие с налоговой и составление бесконечных бессмысленных отчетов до 75% рабочего времени. В свою очередь, финансовые директора тратят, как минимум, треть своего времени, отчаянно пытаясь разобраться в противоречивых хитросплетениях законов и в толкованиях различных инспекторов.

Исходя из этого, совсем неудивительно, что международные инвесторы, которые являются хлебом и солью любой современной экономики, покидают Украину, — здесь слишком много бюрократии. Правительство так и не смогло понять, что международные инвесторы не против налогов, ведь это производственные затраты, но они против нестабильности и неэффективной траты времени. Зачем такие неоправданные сложности, если существует немало стран, которые ждут их — с благоприятным инвестиционным климатом и распростертыми объятиями?


Контроль качества дорог берет в свои руки общественность
Положительным примером развития гражданского общества в Украине стало объединение энтузиастов в деле общественного контроля качества дорог. Они создали движение «Общественный контроль дорог», а также веб-сайт (http://4road.net/), на который активисты движения выкладывают фото повреждений на дорогах в каждом населенном пункте Украины. Среди \"лидеров\" по количеству ям на дорогах почетное место занимает украинская столица. Ежедневно сайт пополняется новыми фото свидетельств халатности и равнодушия власти. Движение «Общественный контроль дорог» объединяет украинских автолюбителей, участников общественных организаций и всех, кто не желает мириться с ужасным состоянием дорог в Украине и коррупцией в дорожном строительстве и теневом парковочном бизнесе.(10)

Ключевое послание дорожных активистов власти — «Мы не будем оставаться равнодушными, когда нас грабят!» — свидетельствует о постепенном пробуждении гражданского общества, которое переходит от пассивного наблюдения к активной защите своих законных прав. Участники движения подчеркивают, что проблему дорожной коррупции можно преодолеть благодаря формированию сообщества неравнодушных граждан, которые будут освещать незаконные действия властей. Кроме того, активисты движения учат людей, как правильно обращаться в органы власти на местах с целью решения локальных дорожных проблем, раскрывая им весь алгоритм действий, начиная от жалоб в органы милиции и заканчивая судебными исками. Иногда защитники дорог, пытаясь добиться адекватной реакции власти на дорожный беспредел, прибегают к организованным акциям протеста. Кстати, один из интересных способов привлечения внимания властей к дорожным проблемам, предложенных активистами движения, — это обводка ям белой краской. Защитники дорог раздают белую краску всем желающим, чтобы те раскрашивали ямы по всей Украине.

Так, с помощью белой краски, сайта и гражданской активности украинцы не только спасают сограждан от опасности на дорогах и усиливают контроль за действиями власти, но и помогают понять, что персональная позиция крайне важна для улучшения жизни в Украине здесь и сейчас.(11)
(10) http://kiev.pravda.com.ua/publications/4fb23a71275bf/view_print/
(11) http://www.pravda.com.ua/news/2012/05/15/6964546/

Комментарий Фонда \"Сначала Люди\«: M06 — одна из важнейших автомагистралей Украины. Она является частью панъевропейского транспортного коридора, соединяющего Киев с Венгрией и всей Южной Европой. В советские времена этой трассе не уделяли столь большого значения, и поэтому не обеспечивали должным уходом. Вследствие этого, а также из-за значительного увеличения потока грузового транспорта в конце 1990-х ездить по ней было почти невозможно.

Правительство В.Ющенко в попытке дать новую жизнь Карпатскому региону обратилось к ЕБРР с просьбой профинансировать ремонт стратегически важной магистрали. ЕБРР изъявил желание профинансировать полную реконструкцию трассы, чтобы построить между Киевом и Загребом дорогу европейского уровня. Киев принял решение о менее затратной реконструкции. Работы начались в 2007 году на сложном участке трассы в горах и были завершены в 2009 году. В это же время венгры продлили свою автомагистраль почти до самой украинской границы.

Сегодня ехать по венгерскому шоссе — сплошное удовольствие: оно ровное, гладкое, за трассой осуществляется прекрасной уход. Украинская часть магистрали вернулась почти в то же состояние, в котором была в конце 1990-х: с рытвинами, огромными ямами, воронками, лужами растопленного гудрона и целыми участками, где ехать быстрее, чем 30 км/час., значит серьезно рисковать ходовой частью своей машины. Контраст впечатляющий! А разница заключается в том, что венгерское шоссе строилось так, чтобы легко выдерживать нагрузки современного транспорта. В Украине же трассу просто дорого и некачественно подлатали. Следовательно, ремонт теперь придется делать снова, на этот раз за счет налогоплательщиков. То же самое касается и других примеров реконструкции автодорог.
Впрочем, слабая экономика, умноженная на дремучую коррупцию и хищения, иного не предполагает. Так что — удачи тебе, «Общественный контроль дорог», в нелегкой, но такой благородной миссии!


Цитата недели:
Наша страна дорого платит каждый раз, когда экономика оказывается неспособной обеспечить высокие стандарты жизни для наших граждан, а это именно то, что происходит вот уже много лет. Мы расплачиваемся, когда наша политическая система не может объединиться и принять трудные, но необходимые решения с целью обуздать непомерные бюджетные расходы или реформировать систему налогообложения.

Крис Кристи
55-й действующий губернатор штата Нью-Джерси

Поделиться:

----
Whites Communication (Whites Communication)
whites@wipr.com.ua


Все события