Владимир Семиноженко:
23.05.2012
Зачем нам новый закон о научной и научно-технической деятельности? Какие экономические эксперименты готовятся в сфере инноваций и технологической модернизации? Об этом и о многом другом накануне Дня науки, который Украина отметила в минувшую субботу, рассказал газете «Время» председатель Государственного агентства по вопросам науки, инноваций и информатизации Украины, академик НАНУ Владимир Семиноженко. Напомним, что, когда Владимир Петрович курировал научно-техническую сферу, будучи министром науки и технологий и вице-премьером по гуманитарной политике (дважды), в стране были приняты законы о научных пенсиях и технопарках, а также прогрессивный по тем временам «Закон о науке», определивший размер государственного финансирования этой сферы в 1,7% ВВП (правда, норма эта практически не выполнялась!).
Семимильными шагами — к Лиссабонской стратегии
— Предыдущее законодательство о научно-технической деятельности соответствует началу XXI века, а уже 2012 год, — говорит Владимир Петрович. — В условиях кризиса выживание национальной экономики непосредственно зависит от ее наукоемкости. Сегодня Украина имеет значительный дефицит торгового баланса. По прогнозам, в этом году импорт превысит экспорт приблизительно на 7 млрд. долларов. Чем покрывать этот разрыв? С какой продукцией мы можем выйти на внешние рынки?
Металла мы точно не продадим больше, чем сегодня. Выход один — делать ставку на продукцию новейших технологических укладов, завоевывать новые ниши на мировом рынке и тем самым укреплять нашу экономику.
Между тем инновации — высокозатратны, им присущ высокий уровень риска при выведении продукции на рынки. Поэтому успешные страны неизменно идут по пути предоставления таким проектам самых широких преференций. Кто выделил землю Стэндфордскому университету при создании знаменитой Силиконовой долины? Государство США. Барак Обама поставил задачу: на каждый доллар, потраченный государством на инновации, надо вернуть в казну два. У нас этот показатель и сейчас достигает 1,9 гривни на гривню вложений.
С 1990 года более чем в три раза в Украине уменьшилось количество работающих в инновационной сфере, в то время как в США и Западной Европе оно выросло вдвое, у азиатских «тигров» — вчетверо. А освоение новых видов техники у нас упало в 14 раз!
И главное: прирост ВВП за счёт внедрения новых технологий в Украине составляет жалкие 0,7%, тогда как в развитых странах достигает 90%.
Поэтому в новом варианте закона мы уделяем большое внимание государственно-частному партнерству в сфере науки и развитию современных элементов инновационной инфраструктуры — Фонда поддержки малого инновационного бизнеса, Национальной венчурной компании и других. Государство должно продемонстрировать бизнесу, что инновационная деятельность является для него приоритетом, что оно вкладывает в становление высокотехнологичных компаний и фирм. Это будет сигналом, после которого сюда придут и частные средства
Мы надеемся, что финансирование украинской науки достигнет уровня европейского стандарта к 2020 году, а это, согласно Лиссабонской стратегии, — не менее 3% ВВП.
ИТ-бизнес и «тень»
— Законы у нас хорошие, но... не выполняются. Вот появились законопроекты «Об экономическом эксперименте по созданию благоприятных условий для развития в Украине индустрии программной продукции» и «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины относительно специального режима налогообложения субъектов индустрии программной продукции». На слух звучат несколько странно. Зачем тратить время на эксперименты вместо реального дела?
— Если вы имеете в виду то, что поддержка ИТ-отрасли должна быть постоянной, а не временной, ведь этот сектор экономики является лидером по темпам развития, я с вами абсолютно согласен. Более того, решение сделать специальный режим экономической деятельности постоянным, не ограничивая его пятью годами, поддержали все заинтересованные стороны — представители ИТ-бизнеса и общественных организаций, работающих этой сфере, депутаты, чиновники и премьер-министр Украины Николай Азаров. Он, кстати, неоднократно участвовал в совместных заседаниях, на которых как раз и вырабатывались консенсусные позиции нового законодательства. Не секрет, что сейчас ИТ-компании вынуждены применять «серые схемы» из-за высокого уровня отчислений в социальные фонды и налоговой нагрузки, которая ведет к повышению расходов на оплату труда. Это делает себестоимость часа работы украинского ИТ-специалиста слишком высокой, а значит, программный продукт становится неконкурентным, учитывая его цену. Поэтому 80% компаний, нанимая работников, используют схему с частным предпринимательством, а 20% оформляют работников в штат на минимальную зарплату.
Применение подобных схем, наносит ущерб и самим компаниям, ведь они не могут принимать участие в крупных международных проектах, и государству, так как снижаются поступления в бюджет. Новое законодательство фактически выведет отрасль из «тени».
Закон об экономическом эксперименте, проект которого уже принят парламентом в первом чтении, должен ликвидировать дополнительные препятствия на пути развития ИТ-отрасли. В частности, планируется установить налог на прибыль в размере 8% от базы налогообложения, а единый взнос на общеобязательное социальное страхование — в размере 36,76% от суммы, равной двум минимальным заработным платам.
Еще раз хочу подчеркнуть: эксперимент будет осуществляться до тех пор, пока ИТ не станет ведущей отраслью в структуре отечественной экономики. А для этого есть все основания — она высокотехнологична, рентабельна и не требует ресурсных затрат.
Убежден, что нам удастся создать такие условия, которые сделают невозможным пов?то?ре?ние печального опы-та с технопарками, кото?рые имели реальный шанс стать локомотивами развития высоко?технологичных отраслей нашей экономики. Технопарки были фактически уничтожены «оранжевой» властью, которая не смогла отделить зерна от плевел.
Кроме того, это закон прямого действия — его будет невозможно «подкорректировать» в чью-то пользу подзаконными актами.
Инновация и фармация
— Летом минувшего года была утверждена Государственная целевая научно-техническая программа разработки новейших технологий создания отечественных лекарственных средств на
— Будут ли оригинальные разработки в области современной фармакологии доводиться до производства? Ответ: однозначно, будут! Основная цель программы — наладить связи между научными организациями и фармакологическими предприятиями. Причем как государственными, так и частными.
Важно, чтобы у нас было налажено производство полного цикла — от идеи, полного синтеза молекулы до готовой лекарственной формы, которая продается в аптеках. А для этого ведущие научные учреждения химического, биологического и фармацевтического профиля, которые финансируются государством, должны сотрудничать с фармацевтическим бизнесом. Примеры такого сотрудничества есть. Так, Институт проблем эндокринной патологии имени Данилевского НАМНУ совместно с ведущим украинским предприятием готов наладить массовый выпуск оригинального антидиабетического средства.
Уже в ближайшее время количество подобных примеров должно вырасти до уровня повсеместной практики.
— В начале этого года между Харьковской облгосадминистрацией, областным советом и Государственным агентством по вопросам науки, инноваций и информатизации Украины было подписано Соглашение о сотрудничестве с целью создания региональной инновационной системы. Как идут дела в осуществлении этих планов?
— В области есть все необходимые элементы инновационной системы, однако самой системы пока нет. Инновационные точки роста должны быть интегрированы, тогда они смогут усиливать друг друга. Именно это и является главным содержанием нашей деятельности. Создана совместная рабочая группа под руководством заместителей председателей облгосадминистрации и Госинформнауки.
В итоге в Харькове будет реализован пилотный проект инновационно-промышленного кластера, который объединит образовательные, научно-технические и промышленные ресурсы Харькова и области.
Источник: Пресс-служба Гражданского движения "Новая Украина" (http://new-ukraine.org.ua/)
----
Косар Элеонора (Stolnitsky Ideas)
+38097 711 75 59
translation@zteel.com
Все события