пресс-релизы, анонсы, события

08.05.2012

НА СТРАЖЕ ДЕМОКРАТИИ — Выпуск 15 (2012)

08.05.2012

В поле повышенного внимания спецслужб попали ученые
Впервые со времен распада СССР в Украине зафиксировано публичное и бесцеремонно пренебрежительное отношение спецслужб к ученым. В середине марта этого года всех членов Ученого совета Института социологии НАН Украины вызвали на допрос в Главное следственное управление СБУ. Ученым сообщили, что они должны явиться на допрос в обязательном порядке, а в случае неявки возможен принудительный привод. Об этом рассказал журналистам заместитель директора Института социологии Е.Головаха. Сами члены Ученого совета расценили вызов на допрос как попытку давления и запугивания со стороны власти. При этом социологи отмечают, что одновременный вызов на допрос всего состава Ученого совета научного института является уникальным явлением в мировой практике.(1)

В СБУ подчеркнули, что ученых планировали допросить в качестве свидетелей по делу по расследованию обстоятельств нецелевого использования государственных средств. В свою очередь, пресс-секретарь председателя СБУ М.Остапенко отметила, что вызов на допрос членов Ученого совета Института социологии был ошибкой молодого следователя. Отреагировал на скандал и Президент В.Янукович, заявивший, что вызов на допрос сотрудников Института социологии стали свидетельством непрофессионализма СБУ. В сообщении пресс-службы Президента Украины отмечалось, что соблюдение прав и свобод человека должно быть основным принципом работы правоохранительных органов.(2) Остается надеяться, что подобные «ошибки» спецслужб больше не будут повторяться.
(1) http://www.bbc.co.uk/ukrainian/politics/2012/03/120314_sociology_security_service_sd.shtml
(2) http://ukranews.com/uk/news/ukraine/2012/03/14/66213
Комментарий Фонда «Сначала Люди»: СБУ ошиблась? И мы должны в это поверить? Или, может, нам нужно поверить в то, что ученые причастны к нецелевому использованию бюджетных средств? Похоже, пиар-отдел и оперативный отдел СБУ живут на разных планетах.

И опять-таки, спрашивается, почему СБУ занимается расследованием нецелевого использования государственных средств внутри института Национальной Академии Наук Украины и считает возможным допрашивать целый научный совет, в то время как, по личному признанию Президента, за период правления действующей власти из-за несовершенства системы контроля бюджетных средств государство только в 2011 году потеряло активов на 7,5 млрд. долларов. Неужели Институт социологии Национальной Академии Наук Украины — столь важный для следствия фактор хищения бюджета, особенно на фоне других «дыр», через которые из государственной казны вытекают средства, чтобы из-за этого подвергать такому стрессу уважаемых ученых?

Более вероятным выглядит предположение, что Институт социологии так сильно интересует власть по той простой причине, что в своих социологических исследованиях отражает общественное мнение, и позиция Института в обществе весьма авторитетна. Очевидно, что отражение реального общественного мнения не входит в планы властей, в частности накануне выборов.

Безусловно, попытка давления на научное сообщество — это либо проявление дремучего непрофессионализма, либо хорошо продуманный ход с целью обеспечить таким образом поддержку Институтом власти накануне и в ходе осенних парламентских выборов. Хочется надеяться, что скандал вокруг допроса ученых не повлияет ни на объективность исследований Института, ни на степень доверия к этим исследованиям украинского общества.


Наша милиция нас бережет?
По данным ежегодного доклада «Права человека в Украине», в составлении которого традиционно принимают участие порядка 30 украинских правозащитных организаций, в государстве ухудшается ситуация с защитой населения со стороны правоохранительных органов. По последним данным, в 2011 году от насилия в районных отделениях милиции пострадали 980 тыс. украинцев. В 2010 году этот показатель был значительно ниже и составил 790 тыс. человек. По словам исполнительного директора Украинского Хельсинского союза по правам человека А.Бущенко, за последние два года в Украине существенно ухудшилась ситуация с обеспечением права на жизнь. Отсутствуют положительные сдвиги по преодолению проблемы пыток и нечеловеческого обращения со стороны правоохранителей.(3)

Министр внутренних дел В.Захарченко соглашается с тем, что кредит доверия людей к правоохранительным органам почти исчерпан. Он призывает правоохранителей вернуть доверие людей к милиции. Решение этой задачи министр усматривает в коренной трансформации системы внутренних дел, тем более, что такие изменения поддерживает около 80% населения. Министр также отмечает, что планирует ввести систему переквалификации сотрудников министерства для повышения уровня их профессиональной подготовки. Первыми шагами в направлении восстановления доверия населения В.Захарченко, в частности, считает увольнение по причине служебных злоупотреблений из рядов МВД более 150 руководителей разного уровня, произошедшее буквально в течение последних трех месяцев.(4)

В свою очередь, Президент Украины В.Янукович считает, что улучшить уровень работы украинской милиции можно, только повышая уровень его профессионализма и материальное обеспечение. По мнению Президента, правоохранительные органы также должны эффективно бороться с коррупцией, которая тормозит проведение в Украине реформ.(5)

Впрочем, если заявления власти не будут подкреплены реальными действиями, направленными на коренное реформирование милиции, то украинские правоохранители займут одно из ведущих мест в перечне угроз безопасности граждан.
(3) http://provolyn.com/news_2012-03-14/16567-chogo-chekati-v-ukrayinskih-rayviddilkah-miliciyi-zahistu-chi-katuvan.html
(4) http://www.ukrinform.ua/ukr/news/zaharchenko_hoche_vidnoviti_doviru_do_militsiii
(5) http://www.epravda.com.ua/news/2012/03/23/319565/

Комментарий Фонда «Сначала Люди»: Иногда всю суть дела можно свести к простым определениям. По словарю, милиция — это военная сила, сформированная из гражданского населения в помощь регулярной армии на случай возникновения чрезвычайных обстоятельств. То есть даже сугубо по определению милиция — это не полиция. С другой стороны, полиция — это государственная гражданская организация, призванная охранять безопасность существующего строя и установленного порядка. Украинская милиция организована как военная сила, действует как военная сила и мыслит как военная сила — в том смысле, что свою задачу она видит в защите государства, а не граждан. Таким образом, милиция — это, по сути, рудимент советской системы, для которой безопасность государства была важнее безопасности людей, выполнявших в этой системе роль статистов.

Времена изменились, а психология милиции осталась прежней. Разница является фундаментальной и лежит глубоко в психологии, поскольку главная роль полиции в любой современной демократии — защищать слабых и обеспечивать действие закона для всех. Полиция должна обеспечивать обществу уверенность и поддержку, надежно его защищать, руководствуясь идеей ценности человеческой жизни и достоинства, а не быть послушным орудием в руках коррумпированной власти.

В соседней России милицию расформировали и заменили полицией. Впрочем, многие бывшие милиционеры просто поменяли одну форму на другую, поэтому в действительности мало что изменилось и вряд ли скоро изменится.

Грузия подошла к проблеме по-иному. Там милицию полностью расформировали, после чего на службу вернулось лишь около 10% бывших милиционеров. Остальных заменили новобранцами, которых обучали службе на благо общества. Структура и деятельность службы стала абсолютно прозрачной. В течение года большинство бывших милиционеров были уволены, поскольку оказалось, что им очень трудно противостоять старым привычкам. Как следствие, Тбилиси недавно был объявлен самым безопасным городом мира, а грузинские полицейские раздают людям свои визитные карточки, чтобы те знали, как в случае необходимости с ними связаться.

На самом деле, при реальной политической воле властей то же самое возможно и в Украине, но для этого нужно распрощаться с прошлым и повернуться лицом к будущему, которым, несомненно, является демократия.


Экономические риски Евро-2012 для Украины
Едва получив почетное право на проведение Евро-2012, Украина оценила свои потенциальные расходы на подготовку финальной части европейского футбольного первенства, и эта оценка составила 16 млрд. долл., причем большую часть расходов должны были составить средства частных инвесторов. Впоследствии выяснилось, что большинство средств на подготовку Евро-2012 поступили из государственного бюджета, а общая сумма расходов значительно меньше запланированной. В частности, Президент Украины В.Янукович отметил, что государство потратило на подготовку Евро-2012 35 млрд. грн. (4,4 млрд. долл.). Национальное агентство по подготовке Евро-2012 назвало несколько большую цифру — 5,23 млрд. долл.

В свою очередь, украинские СМИ отмечают, что порядок цифр, озвученных Президентом, означает, что за подготовку к Евро-2012 каждый гражданин Украины заплатил из собственного кармана 76 долларов. При этом большинство чиновников и сам Президент отмечают, что, вероятнее всего, расходы на проведение чемпионата не будут окуплены.(6)

В итоге Украина потратила на Евро-2012 меньше, чем Польша, которая инвестировала в проведение финальной части чемпионата Европы около 30 млрд. долл. Однако в Польше уровень частных инвестиций составил 40%.

Совокупные расходы Украины и Польши на Евро-2012 составили рекорд: проведение чемпионата будет стоить странам-хозяевам финала европейского футбольного первенства в 40 раз больше, чем Евро-2008 стоило Австрии и Швейцарии, и в 7-8 раз больше, чем на Евро-2004 потратила Португалия.(7)

Тема окупаемости Евро-2012 вызывает много споров. Европейский опыт 2004 и 2008 годов показывает, что уровень доходов составит 400-500 млн. евро. Украинская власть при этом все еще надеется заполучить 1 млн. иностранных туристов и 1 млрд. евро прибыли.(8)

Таким образом, вопрос риска финансового провала Евро-2012 и, соответственно, угрозы экономической стабильности государства во втором полугодии текущего года остается открытым.
(6) http://www.bbc.co.uk/russian/business/2012/03/120327_ukraine_football_money.shtml?print=1
(7) http://ua.korrespondent.net/bbc/1333936-ukrayinska-sluzhba-bi-bi-si-evro-2012-chi-vartue-vin-togo-shcho-koshtue
(8) http://www.regnum.ru/news/fd-abroad/sport/1515780.html

Комментарий Фонда «Сначала Люди»: Туристы вряд ли приедут. Сейчас они, похоже, собираются в Польшу, а в Украине продается тревожно малое количество билетов, особенно в Донецке и Харькове.

Эту «загадку» поможет разгадать беглый взгляд на заголовки новостей о Евро-2012 в Украине. Нехватка гостиниц и непомерные цены, слабая инфраструктура, ВИЧ и проституция, политический климат, коррупция и отсутствие эффективного контр-пиара, — причины того, что туристы отдают предпочтение более благополучной, гостеприимной и стабильной Польше.

Недавнее насилие над Юлией Тимошенко в харьковской Качановской колонии заставляет многочисленные европейские правительства задуматься о том, не бойкотировать ли им Евро-2012 в Украине, так же, как в 1980-м мир бойкотировал Олимпиаду в Москве.

Напрашивается крамольная мысль: может, власть целенаправленно добивается провала Евро-2012? Такой вероятности нельзя исключать.
Сегодня нам рассказывают, что реконструкция национального стадиона, строительство стадиона во Львове и реконструкция нескольких магистральных дорог и сооружений стоила Украине 5,3 млрд. долл., в то время как, скажем, Южно-Африканская Республика к Чемпионату мира по футболу построила шесть новых стадионов, реконструировала еще четыре, построила новый аэропорт и сотни километров новых дорог лишь за 3,5 млрд. долл.

Сравнение с Польшей похоже на прием отвлечения внимания, ведь польское правительство воспользовалось удобным случаем и грантами ЕС, чтобы практически перестроить целые районы в принимающих городах; там множество отелей, хорошо развита туристическая и транспортная инфраструктура, а сами поляки не демонстрируют намерения выжать из туристов все до последней капли. Если украинскую часть Евро-2012 ждет фиаско, то сомнений относительно того, кто является виновником провала, ни у кого не возникнет.


Украину накрыла волна криминала
В последнее время украинцы все больше ощущают возрастание уровня преступности. Грабители нападают на банки средь бела дня, совершаются также налеты на воинские части с целью завладения оружием, растет количество ДТП с участием чиновников и депутатов. Значительный резонанс в обществе вызывают случаи жестоких изнасилований.
Так, в начале марта этого года трое преступников изнасиловали, а потом, пытаясь замести следы преступления, попытались сжечь 19-летнюю студентку О.Макар, которая чудом выжила, но через несколько недель умерла от полученных ожогов.

В течение марта похожие ужасные преступления были совершены в Днепропетровске и Симферополе. Расследуя их, правоохранительные органы действовали недостаточно оперативно, что дало общественности основания сомневаться в объективности их действий. Всего, по статистике, только за январь-февраль 2012 года в Украине зарегистрировано 156 изнасилований.(9)
Результаты социологических опросов свидетельствуют, что 20% украинцев обеспокоены разгулом преступности, который они воспринимают как непосредственную угрозу своей жизни.(10) В свою очередь, министр внутренних дел В.Захарченко связывает рост числа сообщений о совершенных преступлениях с ростом уровня открытости и прозрачности работы своего ведомства, а не с действительным ростом уровня преступности.(11)
Впрочем, складывается впечатление, что преступность выходит из-под контроля государственных институтов. Если правоохранительные органы не будут справляться с такой угрожающей тенденцией, а, наоборот, способствовать избежанию виновными наказания за совершенные преступления, задействуя при этом различные коррупционные схемы, то высока вероятность, что население начнет само себя защищать. Первым шагом к такому сценарию развития событий можно считать создание инициативных групп наподобие группы «Громада проти беззаконня» в Николаеве, где было совершено преступление против студентки О.Макар. Группа уже провела в городе несколько митингов с требованием прозрачного расследования дела О.Макар и справедливого наказания преступников. Если власть окажется неспособной защитить граждан, то они сделают это сами.
(9) http://www.goloskarpat.info/blog/item/10358-зґвалтування-в-україні-статистика-та-реальність
(10) http://dt.ua/SOCIETY/malenkiy_ukrayinets__dovira,_poboyuvannya,_prioriteti-99690.html
(11) http://ua.korrespondent.net/ukraine/events/1329482-ministr-mvs-pov-yazue-zrostannya-kilkosti-povidomlen-pro-zuhvali-zlochini-iz-bilshoyu-vidkritistyu-mvs

Комментарий Фонда «Сначала Люди»: Со времени появления 150 лет назад муниципальной полиции Роберта Пиля в Лондоне и Службы федеральных маршалов в США полиция в мире рассматривается как сила, действующая во благо общества. Именно благодаря полицейским люди в развитых странах могут безопасно чувствовать себя дома, ходить по улицам ночью и не носить оружие для самозащиты. Полиция является их стражем и защитником...

К сожалению, это правило не касается Украины. Казалось бы, мы должны сочувствовать милиционерам, которые часто работают в сложных условиях за мизерную плату. Но это не так... Они могли бы заслужить наше доверие, уважение и поддержку. Но не в Украине...

Спросите себя, можно ли доверять милиции, если подобные случаи далеко не единичны? Не пора ли, наконец, перенять грузинский опыт и расформировать милицию, заменив ее на принципиально новую структуру, которая будет готова служить обществу?


Цитата недели:
Давайте не будем забывать, что правительство — это мы сами, а не какая-то инопланетная сила. Главные правители нашей демократии — это не президент, не сенаторы, не конгрессмены и прочие государственные служащие, а избиратели этой страны.

Франклин Д. Рузвельт
32-й президент США (1933–1945)

Поделиться:

----
Whites Communication (Whites Communication)
whites@wipr.com.ua


Все события