пресс-релизы, анонсы, события

02.04.2012

GR на службе у бизнеса

01.04.2012

ИЗУЧАТЬ ДЕЛО МЕТОДОМ ПОГРУЖЕНИЯ

«Большинство российских компаний имеют подразделения GR, — расска?зывает Кирилл Шамалов. — Несколько лет назад соответствующий функци?онал появился и в СИБУРе. Единый центр обеспечивает эффективную координацию GR-деятельности как внутри компании, так и на всех уров?нях ее взаимодействия с внешней средой. Необходимость в такой струк?турной единице очевидно назрела: прежде всего, это „служба одного окна“ для сношений властных органов с компанией и, с другой стороны, всех подразделений холдинга — с госорга?нами. Все, что правительству нужно знать о нас или довести до нашего сведения, все запросы в обратную сторону проходят через наш блок или с нашим участием».
Кирилл Шамалов хорошо известен и в бизнес-среде, и в государствен?ных органах. 9 февраля 2012 года он получил премию Министерства энер?гетики России «За активный вклад в государственные программы раз?вития бизнеса и повышение эффек-тивности взаимодействия с органа?ми власти». Его карьера развивалась технологично. Окончил юрфак СПбГУ. Входил в профессию в «Газпроме», в его ведении было правовое обес?печение внешнеэкономической деятельности. Затем работал во ФГУП «Рособоронэкспорт», где занимал?ся вопросами военно-технического сотрудничества со странами Западной Европы. В 2005-2008 годах состоял в штате аппарата правительства, как юрист курировал управление госу?дарственным имуществом, а также вопросы приватизации и реформи?рования государственных компа?ний. В июне 2008 года назначен на должность вице-президента СИБУРа по административной поддержке биз?неса ООО «СИБУР», а с января 2012 года стал заместителем председателя правления.
«В „Белом доме“ я получил отлич?ное представление о GR — имел счас?тье познакомиться с лучшим россий?ским опытом в этой сфере, — расска?зывает Шамалов. — И не просто поз?накомиться, а погрузиться в процесс. Во-первых, я участвовал в проекте по реструктуризации РАО „ЕЭС“. Нужно отдать должное команде Анатолия Чубайса: наблюдать ее действия -это как пройти несколько курсов MBA.
Ведь тут речь шла даже не о реформи?ровании крупной компании с большой долей государственного участия, а о реформировании целой сложнейшей отрасли. Нужно было вносить поправ?ки в огромное количество законов — начиная от закона об акционерных обществах. А в законодательной, да и в исполнительной власти в этой про?блематике очень мало кто разбирал-ся. Подразделение GR в РАО состояло из 80 человек, и эти люди в течение двух часов готовили любой запраши?ваемый документ. Просто уточняли, какое количество страниц нужно при?слать, и присылали.
Второй проект, ставший для меня показательным, — размещение IPO „Роснефти“. Это было одно из круп?нейших размещений в истории рос?сийских компаний, и для государства событие не рядовое. Тонкости этих процессов обсуждались в правитель?стве сутками — и это не фигура речи, я принимал участие в заседаниях, кото?рые заканчивались далеко за пол?ночь».

АДМИНИСТРАТИВНАЯ ПОДДЕРЖКА БИЗНЕСА

Приложенные усилия в дальнейшем положительно сказались на всей работе Кирилла Шамалова. Опыт был грандиозный, а он из тех, кто умеет наблюдать, концентрировать, анализи?ровать и — извлекать все нужное. Его четырехлетний стаж работы в СИБУРе доказывает это. Сложный механизм взаимоотношений с людьми внутри своей компании и во внешней среде вполне подчиняется молодому руко?водителю. За реализацию крупнейших GR-проектов во благо холдинга и всей нефтехимической отрасли он и был отмечен премией Минэнерго России.
Например, при деятельном учас?тии СИБУРа и «Новатэка» в январе 2009 года правительством были вре?менно отменены пошлины на экспорт сжиженного углеводородного газа. Усилиями блока по административной поддержке бизнеса компания вклю-чена в число системообразующих предприятий России.
«Пошлина на сжиженный угле?водородный газ рассчитывалась по формуле экспортной пошлины на свет?лые нефтепродукты, — рассказывает Шамалов о первом из успешных про?ектов. — Однако в конце 2008 года компания оказалась в таком положе?нии, что при ставке пошлины в 100 долларов мы имели убыток больше 200 долларов с тонны. То есть направ?ление, которое давало 60 процентов прибыли, генерировало основные убытки! А введение нулевой ставки по СУГам в 2009 году экономило нам ежемесячно 2 миллиарда рублей».
Первый опыт помимо всего дал возможность «обкатать правила». По итогам этой «обкатки» совместно с проектным офисом «Информационные системы и бизнес-процессы» был составлен значимый документ -«Порядок взаимодействия с органами государственной власти» («Порядок GR-деятельности»).

ПРАВИЛА — ЭТО ЗЕРНА ОПЫТА

«В случае с отменой ввозных пошлин на натуральный каучук, например, последовательность действий была такой: сначала получение результата, потом оценка интегрального эффекта для компании. И здесь, конечно, воз?никали разногласия: обнуление пош-лин являлось безусловным благом для инициатора — компании „СИБУР — Русские шины“ (в настоящее время эта компания уже не входит в холдинг „СИБУР“), но не столь уж безусловным для дирекции синтетических каучуков. Впрочем, расчеты показали, что суммарный эффект для компании все-таки положительный. Теперь в регламент заложен меха?низм, который подобные разногла?сия снимает еще на этапе подготов?ки GR-проекта. Очень важно, чтобы при реализации каждого GR-проекта были максимально учтены интересы всех подразделений внутри холдин?га», — объясняет Кирилл Шамалов.
Алгоритм действий, заложенный в «Порядок», примерно следующий. После того как бизнес-идея попада?ет в блок по административной под?держке бизнеса, она подвергается всестороннему анализу и проработ?ке с целью выявления и устранения возможного «конфликта интересов» между подразделениями холдинга. Для этого создается рабочая группа из представителей профильных струк?турных подразделений, юристов и т.д. И только после того, как GR-проект подготовлен и согласован внутри ком-пании, он поступает во «внешний кон?тур» — в органы власти.
«После создания блока по адми?нистративной поддержке бизнеса и „Порядка GR-деятельности“ алгоритм был максимально выверен, — рас?сказывает Шамалов. — В большей степени это, конечно, касается „внут?реннего контура“, то есть процесса вызревания и разработки идеи, кото?рая должна быть ретранслирована во властные органы. Стандартизировать работу с чиновниками, конечно, намного сложнее. Есть, в принципе, положения о министерствах, регла?мент правительства, который объяс?няет, как и кому нужно писать письма. Но есть специфика, которую пропи?сать невозможно».

ВПЕРЕДИ НОВЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ

«Чтобы заниматься GR, требуется, по сути, одно, но очень важное знание: как живет документ в российских реа?лиях, — объясняет базовый принцип Шамалов. — Ну, и понимание того, как помочь прожить ему эту жизнь, чтобы всем не было мучительно больно». Ключевые слова его афористичной формулировки — «помочь жить»: доку?менту, идее, своей компании. В этом и заключается административная под?держка бизнеса. И без профессио?налов здесь не обойтись. Хотя и им приходится непросто.
Блок, которым руководит Шамалов в СИБУРе, обрастает все новыми про?ектами. Появился пласт региональных вопросов, которые также нуждаются в решении. К примеру, федеральное и региональное законодательства не соответствуют друг другу в вопросах экологии, МЧС, Ростехнадзора и дру?гих.
«В основном мы работаем с феде?ральными органами власти. Но боль?шинство ведомств имеет филиальную сеть в регионах. Таким образом, из центра можно эффективно решать региональные вопросы. Впрочем, разработка корпоративного стандар?та GR-деятельности дает возможность при необходимости действовать само?стоятельно на местах — если будет нужно, мы готовы консультировать структурные подразделения холдинга о тонкостях этой работы».
Спецификой сегодняшнего момен?та для GR Кирилл Шамалов считает смещение акцентов в принятии любых решений в сторону исполнительной власти — аппарат правительства, про?фильные министерства сегодня для любых консультаций и инициатив важ?нее, чем Государственная дума. Этот год принципиально важен для всех специ?алистов GR в России: начало работы Государственной думы VI созыва, выбо?ры президента, формирование нового правительства, новый порядок избра?ния губернаторов. Такие значитель?ные изменения, безусловно, придадут дополнительный стимул и дополнитель?ные «окна возможностей» для развития законодательной базы на благо эко?номики страны в рамках профессио?нального взаимодействия бизнеса и государственных органов.

Поделиться:

----
Мартынова Александра (ООО "Эгида" ассистент)
martinovaaleksandra@yandex.ru


Все события