пресс-релизы, анонсы, события

23.03.2012

проект Кодекса медиаторов России

23.03.2012


1.1. Целью данного Кодекса служит содействие внедрению и развитию института медиации в России, определение основных этических и нравственных норм и принципов деятельности для лиц, занимающихся медиацией в любой сфере, и информирование общества и потенциальных пользователей медиативных услуг о медиации как самостоятельной альтернативной процедуре разрешения споров.
1.2. Кодекс ставит своей целью создание условий, в которых возможен диалог между спорящими сторонами, прояснение возникших проблем и спорных вопросов, изложение и согласование различных мнений, определение интересов, предложение, обсуждение и оценка выходов из сложившейся ситуации, выработка договоренностей, основанных на согласии между сторонами по разрешению спора, когда это необходимо и возможно.
1.3. Действие настоящего Кодекса распространяется на медиаторов, действующих как на профессиональной, так и на непрофессиональной основе, на провайдеров медиативных услуг и на саморегулируемые организации медиаторов.
1.4. Все положения настоящего Кодекса одинаково важны. Последовательность изложения в настоящем Кодексе не означает приоритетность отдельных его положений.
1.5. Кодекс составлен в соответствии Федеральным законом от 27.07.2010 N 193-ФЗ "Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)«.
2. Понятия, используемые в Кодексе.
2.1. Медиация — альтернативный способ разрешения спора при участии третьей, нейтральной, беспристрастной стороны — медиатора, оказывающего содействие сторонам, вовлеченным в спор и добровольно участвующим в процедуре медиации, с целью выработки взаимоприемлемого и жизнеспособного решения по разрешению спора на условиях взаимного уважения и принятия права каждой из сторон защищать свои интересы.
2.2. Медиатор — независимое лицо, привлекаемое сторонами для содействия в разрешении спора с помощью процедуры медиации.
2.3. Стороны — лица, вовлеченные в спор и желающие его разрешить с помощью процедуры медиации.
2.4. Участники процедуры медиации — стороны и иные лица, участвующие в процедуре медиации.
2.5. Провайдеры медиативных услуг — организации, осуществляющие деятельность по обеспечению проведения процедуры медиации.

3. Принципы деятельности медиаторов.
3.1. Беспристрастность и нейтральность медиатора.
3.1.1. Медиатор занимает нейтральную позицию и стремится к тому, чтобы не допускать предвзятого и пристрастного отношения к какой-либо из сторон.
3.1.2. Если в ходе подготовки или проведения процедуры медиации становятся известны обстоятельства, которые могут повлиять на независимость медиатора или вызвать конфликт интересов, в частности личная заинтересованность (прямая или косвенная) в определенном исходе спора, нахождение в родственных или деловых отношениях с кем-либо из участников процедуры медиации, предыдущая деятельность медиатора в пользу одной из сторон, медиатор должен информировать об этом стороны и обсудить с ними возможность замены медиатора или продолжения процедуры с его участием. При этом, в любом случае, независимо от решения сторон, медиатор, вправе отказаться от проведения процедуры медиации.
3.1.3. Медиатор исходит из того, что каждый из участников прав со своей субъективной точки зрения.
3.2. Конфиденциальность.
3.2.1. Медиатор исходит из того, что режим конфиденциальности процедуры медиации является необходимым условием для ее проведения и принятия решения в обстановке доверия и безопасности.
3.2.2. Медиатор сохраняет в тайне от третьих лиц всю информацию, доведенную до него сторонами и иными участниками процедуры медиации и ставшую ему известной при подготовке к процедуре, в ходе самой процедуры, а также в связи с процедурой медиации.
3.2.3. Медиатор может раскрыть информацию третьим лицам в случае, если участники явно, открыто и недвусмысленно дали на это согласие медиатору.
3.2.4. Медиатор ставит участников процедуры в известность о том, что в случаях, предусмотренных законодательством, он будет обязан сообщить относящуюся к процедуре медиации информацию в уполномоченный орган власти без их разрешения.
3.2.5. Медиатор, получив в процедуре медиации информацию от одной из сторон в рамках раздельной (индивидуальной) встречи, может сообщить ее другой стороне только с согласия или по просьбе стороны, предоставившей информацию.
3.3. Прозрачность и открытость.
3.3.1. Медиатор стремиться быть честным и искренним по отношению к сторонам и иным участникам процедуры медиации, разъясняет им характер и смысл своих действий, отвечает на любые вопросы, возникающие относительно процедуры медиации при ее подготовке и в ходе ее проведения.
3.3.2. Перед началом процедуры медиатору необходимо информировать стороны и иных участников о процедуре медиации и убедиться в том, что они понимают ее сущность и особенности, роль медиатора и свою собственную роль в процедуре.
3.3.3. Медиатор содействует принятию сторонами в ходе процедуры медиации осознанных решений, основанных на информированности.
3.3.4. Медиатор стремиться создать в процедуре медиации условия для честного и открытого диалога и взаимопонимания между сторонами.
3.3.5. Если медиатор сочтет нецелесообразным проведение или продолжение процедуры либо почувствует, что не может проводить процедуру по личным обстоятельствам (физическим, психологическим, моральным и иным), которые мешают ему выполнять свою роль и могут повлиять на ход процедуры, он обязан поделиться со сторонами своими сомнениями и обсудить возможность замены медиатора, если это необходимо, либо продолжения процедуры с его участием, оставляя за собой право отказаться от проведения медиации или прекратить процедуру.
3.4. Принятие, уважение, поддержка участников.
3.4.1. Медиатор определяет свои действия и высказывания, опираясь на безусловное уважение к независимости и индивидуальности каждой из сторон и иных участников процедуры медиации, которые способны принимать самостоятельные решения и нести за них ответственность. Медиатор обеспечивает сторонам возможность свободного выбора и не может оказывать на них какое-либо давление при подготовке и проведении процедуры, в частности при достижении ими любых договоренностей в ходе медиации и принятии окончательного решения.
3.4.2. Медиатор содействует свободному высказыванию сторонами их собственных мнений, видения проблемы, ситуации, принципов, убеждений, ценностей. Медиатор не навязывает сторонам процедуры медиации свои личные представления и оценки (моральные, политические, религиозные и иные).
3.4.3. Медиатор исходит из необходимости обеспечивать равноправие сторон в процедуре медиации, в частности в равной степени проявлять им признание, уважение, поддержку и ободрение, создавать равные условия и возможности по участию в процедуре как при высказывании точек зрения, пожеланий, эмоций, так и при выработке решения по спору.
3.5. Ответственность.
3.5.1. Медиатор отвечает за ведение процедуры медиации, соблюдение принципов процедуры, обеспечение безопасности для сторон.
3.5.2. Медиатор разъясняет сторонам, что они отвечают за содержательную часть процедуры, касающуюся спора, а также решения и договоренности, достигнутые в ходе медиации.
3.6. Добросовестность.
3.6.1. При подготовке процедуры медиации и при ее проведении медиатор стремится тщательно соблюдать все установленные настоящим Кодексом правила, принципы и нормы поведения.
3.6.2. Медиатор уделяет процедуре медиации столько времени, сил и внимания, сколько на это потребуется для эффективного проведения процедуры.
3.6.3. Медиатор следует принципу «не навреди», в частности избегает оценочных, грубых, резких суждений.
3.7. Профессиональная компетентность.
3.7.1. В рамках деятельности, связанной с проведением процедуры медиации, медиатор действует, руководствуясь положениями настоящего Кодекса.
3.7.2. Медиатор соглашается на проведение процедуры медиации только в тех случаях, для которых он имеет необходимую квалификацию и опыт.
3.7.3. Медиатору, пришедшему к выводу о недостаточности у него определенных знаний и опыта для проведения процедуры медиации по данному конкретному спору, необходимо настолько быстро, насколько это возможно, поставить об этом в известность стороны и обсудить возможность продолжения процедуры с его участием, замены медиатора, если это необходимо, либо привлечения ко-медиатора, помощника, специалиста и/или экспертов соответствующей области.
3.7.4. Медиатор не может принимать на себя роль консультанта по юридическим, экономическим и иным вопросам, требующим специальных знаний, даже если он ими обладает, но должен разъяснить возможность внешней консультации.
3.7.5. Медиатор не вносит сторонам предложения о разрешении спора, за исключением случаев, когда сами стороны просят об этом медиатора. Получая такую просьбу сторон, медиатор оставляет за собой право выполнить ее или нет. Соглашаясь на данную просьбу сторон, медиатор обязан подробно информировать их о последствиях и рисках подобных действий и получить у них ясно выраженное согласие.
3.7.6. Медиатору нужно постоянно совершенствовать свои знания, умения и навыки, в частности участвовать в образовательных программах профессиональной переподготовки, повышения квалификации, обучающих программах (тренингах, семинарах, курсах и т.д.).


4. Вознаграждение.
4.1. Медиатор, провайдеры медиативных услуг должны предоставлять сторонам полную информацию о вознаграждении, в частности о размере и способе оплаты, за исключением случаев, когда медиатор выступает на бесплатной основе или общественных началах.
4.2. Процедура медиации не может быть начата без ясно выраженного согласия сторон на соответствующее вознаграждение.
4.3. Вознаграждение медиатора формируется с учетом всех имеющихся факторов, в том числе категории и сложности спора, квалификации и опыта медиатора.
5. Реклама и предложение услуг.
5.1. При любом информировании о медиации общества и потенциальных пользователей медиативных услуг медиатор, провайдеры медиативных услуг, саморегулируемые организации медиаторов должны быть правдивыми, не допускать введение в заблуждение о сути медиации, роли медиатора, квалификации и опыте медиатора, услугах, вознаграждении.
5.2. Медиатор, провайдеры медиативных услуг, саморегулируемые организации медиаторов не могут давать обещаний относительно результата процедуры медиации, а также предоставлять иные сведения, которые могут вызвать неоправданные ожидания от процедуры медиации и медиатора.
5.3. Предлагая услуги по проведению процедуры медиации, медиатор, провайдеры медиативных услуг, саморегулируемые организации медиаторов избегают утверждений и высказываний, которые могут прямо или косвенно принизить деятельность других медиаторов, ценность или авторитет судебной системы.
5.4. Медиатор, провайдеры медиативных услуг, саморегулируемые организации медиаторов распространяют информацию о процедуре медиации строго с соблюдением принципа конфиденциальности.
6. Основы взаимоотношений между медиаторами.
6.1. Медиаторы строят взаимоотношения друг с другом на основе взаимного доверия, уважения, сотрудничества и поддержки.
6.2. Медиаторы воздерживаются от действий и высказываний, могущих нанести урон чести, достоинству, деловой репутации другого медиатора и институту медиации в целом.
6.3. Медиаторы не должны использовать недобросовестные формы конкуренции, публично принижать компетентность и авторитет других медиаторов.
7. Основы отношений между саморегулируемыми организациями медиаторов и членами этих организаций.
7.1. Каждый медиатор, провайдер медиативных услуг, вступивший в саморегулируемую организацию медиаторов, вправе рассчитывать:
— на поддержание саморегулируемой организацией нравственных принципов взаимодействия в сообществе медиаторов с целью сохранения и повышения доверия к их деятельности;
— на соблюдение принципов честной, добросовестной конкуренции;
— на защиту законных интересов на любых уровнях, включая государственный;
— на адекватность применения мер воздействия к членам организации.
7.2. Медиаторы не должны предпринимать действий или совершать поступков, направленных на дискредитацию саморегулируемых организаций, на культивирование противоречий между саморегулируемыми организациями, на угрозу возникновения конфликта интересов членов организации.
7.3. Медиаторы, провайдеры медиативных услуг, саморугулируемые организации медиаторов воздерживаются от любых действий, могущих нанести урон репутации медиативного сообщества и институту медиации в целом.
7.4. Саморегулируемые организации медиаторов, осуществляющие контроль за деятельностью медиаторов, могут использовать положения настоящего Кодекса в качестве критерия следования этическим и нравственным нормам и принципам деятельности лиц, занимающихся медиацией и медиативной деятельностью в любой сфере.



Поделиться:

----
Центр медиации и права (АНО Центр медиации и права)
: 8 (499) 253-01-30, 8 (499) 253-11-11, pr@mediacia.com
webnet@mediacia.com


Все события