ОПЖТ и АСКОП обсудили проблемы качества вагонного литья
13.03.2012
Проблема аварийности на железных дорогах по причине изломов боковых рам тележек грузовых вагонов, стала темой совместного совещания Некоммерческого партнерства «Объединение производителей железнодорожной техники» и Ассоциации перевозчиков и операторов подвижного состава по вопросу повышения качества и надежности крупногабаритного вагонного литья, которое состоялось 16 февраля.
На совещании присутствовало более 160 участников, в том числе представители Российской академии наук, ведущих научных организаций, Росжелдора, Ространснадзора, руководители департаментов и структурных подразделений ОАО «РЖД», собственники подвижного состава, предприятий изготовителей крупного вагонного литья, включая руководителей, главных металлургов, заместителей директоров по качеству, начальники литейных цехов, организации-члены НП «ОПЖТ».
Открывая совещание, Президент НП «ОПЖТ» Валентин Гапанович назвал ситуацию с аварийностью на железных дорогах из-за изломов боковых рам тележек грузовых вагонов критической. В 2011 году по причине изломов бракованного литья произошло два крушения и две аварии грузовых поездов, 16 сходов с рельсов подвижного состава. В текущем году произошло 9 случаев изломов боковых рам тележек грузовых вагонов, два из которых закончились крушением.
«Количество случаев изломов литых деталей тележек грузовых вагонов на сети железных дорог продолжает возрастать. Данный факт создает серьезную угрозу безопасности движения поездов, а также представляет потенциальную опасность для жизни и здоровья граждан», — отмечает Валентин Гапанович.
«Причиной отказов рам и балок в эксплуатации чаще всего становится образование и развитие усталостных трещин в местах расположенных литейных дефектов. Это в значительной степени свидетельствует о низком качестве литья, что в свою очередь является следствием несоблюдения технологий, — считает Валентин Гапанович. — О необходимости решения этого вопроса мы говорим на самом высоком государственном уровне. С соответствующим предложением Президент ОАО „РЖД“ Владимир Якунин обратился к главе Правительства РФ Владимиру Путину на заседании правительственной комиссии по высоким технологиям, которое состоялось 23 января в Тихвине».
По словам Валентина Гапановича, только за 2011 год по инициативе ОАО «РЖД» Ространснадзор направил 14 предписаний о приостановке эксплуатации грузовых вагонов различных производителей для проведения внеплановых осмотров. Средствами дефектоскопии подтверждено несоответствие требованиям эксплуатации 8 тысяч боковых рам и 4 тысяч надрессорных балок. Также в минувшем году приемочным контролем РЖД на заводах отклонено более 12,8 тысяч боковых рам и надрессорных балок.
Большое внимание теме изломов боковых рам тележек грузовых вагонов в 2011 году уделялось на заседаниях НП «ОПЖТ». В течение года соответствующими комитетами Партнерства были рассмотрены различные аспекты проблемы. В числе ключевых вопросов — низкое качество литья и нарушение технологии изготовления литых деталей. На основании проведенных исследований и экспертных заключений отраслевой наукой было установлено, что основными причинами всех случаев изломов литых деталей тележек и образования усталостных трещин в зоне радиуса R55 буксового проема боковых рам являются нарушения изготовителями режимов разливки стали и термообработки, низкая результативность средств неразрушающего и производственного контроля и, как следствие, наличие недопустимых дефектов в опасных зонах деталей
Президент Ассоциации перевозчиков и операторов подвижного состава железнодорожного транспорта Владимир Прокофьев поднял еще одну важную тему — тему дефицита вагонного литья. По мнению Владимира Прокофьева, дефицит литья сохранялся до 2012 года за счет максимального выпуска новых грузовых вагонов и невыхода на проектную мощность заводов-изготовителей литейной продукции. С учетом выхода на проектную мощность модернизированных производств, а также ввода во втором полугодии текущего года дополнительных мощностей на Бежецком сталелитейном заводе и начале выпуска на ОАО «ВКМ-Сталь» дефицит литья исчезает.
Отдельная проблема отрасли — это отсталость нормативно-технической базы по расчету, проектированию и испытанию этого рода продукции. Нормативно-технические документы по проектированию, изготовлению, и контролю литых деталей тележек находятся в стадии разработки, а действующие не в полной мере отвечают эксплуатационным параметрам современного перевозочного процесса.
На совещании были рассмотрены решения, принятые по результатам проведенной работы. Собравшиеся рассмотрели предложения, направленные на ужесточение контроля за соблюдением технологии работ, на модернизацию литейного производства и испытательной базы, на внедрение системы гарантийного обслуживания, на страхование рисков нарушений, на совершенствование законодательной и нормативной базы.
По итогам совещания принято решение о проведении на базе НП «ОПЖТ» комплекса исследовательских работ по определению реальных эксплуатационных нагрузок на детали грузового вагона в целом и тележки в частности. На основе результатов данного исследования будут внесены корректировки в нормативно-технические документы по расчету и проектированию грузовых вагонов, а также в методики испытаний грузовых вагонов и узлов деталей с включением в них раздела по испытаниям нагруженности в вертикальном и поперечном направлениях и скручиванием. Кроме того, на основании результатов исследования будет разработана методика расчета напряженно-деформированного состояния и ресурса литых деталей тележек. А также разработана математическая модель тележки грузового вагона с учетом всех реальных динамических параметров, позволяющая проводить расчетный анализ нагрузок на элементы ходовых частей грузового вагона в динамической системе «вагон-путь» и давать оценку несущей способности элементов ходовых частей грузовых вагонов и сроков их службы.
В рамках работы по совершенствованию нормативно-правовой базы, на 2012 год запланирована разработка таких межгосударственных стандартов, как ГОСТ «Тележки двухосные трехэлементные грузовых вагонов железных дорог колеи 1520 мм. Общие технические условия», ГОСТ «Тележки двухосные грузовых вагонов колеи 1520 мм. Детали литые. Рама боковая и балка надрессорная. Общие технические условия с внесением в него единого перечня браковочных параметров литых деталей» и ГОСТ «Неразрушающий контроль литых деталей тележек грузовых вагонов. Общие требования к методам контроля». Также будет разработана программа и методика верификации достоверности результатов контроля литых деталей грузовых вагонов неразрушающими методами, а также критерии браковки по внутренним и поверхностным дефектам, на основе верификации существующих методов неразрушающего контроля определить наиболее результативный метод для выявления внутренних литейных дефектов.
Принято решение об организации на базе НП ОПЖТ проведения независимого технического аудита технологических процессов и производственной базы предприятий изготовителей литых деталей тележек. Другое новшество — внедрение на предприятиях-изготовителях литых деталей технологии бережливого производства, основанного на принципах построения производственных систем с использованием идеологии ЛИН.
В числе обязательных мер — обеспечение оптимизация работы технических станций в части времени обработки грузовых поездов в парках отправления и прибытия, а также ужесточение технологии осмотра грузовых вагонов на пунктах технической передачи.
В качестве дополнительной меры по профилактике изломов боковых рам участниками совещания решено, что при поступлении грузовых вагонов в первый плановый ремонт после постройки в обязательном порядке на ряду со штатными методами неразрушающего контроля будет проводиться акустико-эмиссионный контроль боковых рам тележек грузовых вагонов.
НИИ мостов дано задание рассмотреть вопрос по увеличению контролируемых точек в радиусе R55 буксового проема боковой рамы, для выявления дефектов — несплошностей, которые чаще всего приводят к изломам боковых рам, и внести соответствующие изменения в ТИ
Для предотвращения случаев нелегального возвращения в эксплуатацию забракованных боковых рам решено ввести систему электронных картотек и баз данных для обеспечения электронной паспортизации узлов и деталей грузовых вагонов, по литым деталям тележек, колесным парам, фрикционным клиньям. Кроме того, эта мера будет способствовать защите российского рынка от контрафактной продукции.
Участник совещания также отметили необходимость провести расследования случаев нарушения безопасности движения поездов и отнесения ответственности за них. Для этого на базе НП ОПЖТ будет создана независимая экспертная организация, в состав которой войдут представители собственников вагонов, производителей и РЖД.
«Скорейшее решение проблемы изломов литья — принципиальный вопрос безопасности на сети железных дорог. Нами намечена большая работа, и принципиально важно, чтобы эта работа велась сообща с привлечением всех участников производственного, эксплуатационного и перевозочного процессов», — подвел итоги совещания Валентин Гапанович.
Некоммерческое партнерство «Объединение производителей железнодорожной техники» (НП «ОПЖТ») образовано для системной координации деятельности предприятий отрасли, которая призвана на основе интеграции финансовых и интеллектуальных ресурсов способствовать инновационному технологическому подъему на железнодорожном транспорте и в отечественном машиностроении.
Некоммерческое партнерство
«Объединение производителей
железнодорожной техники»
Пресс-служба
Тел./факс (499)
press@opzt.ru, opzt@opzt.ru
www.opzt.ru
----
Пресс-служба (НП ОПЖТ)
press@opzt.ru
Все события