Школьники узнали о том, как нужно относиться к детям
03.11.2011
Сегодня мой день начался необычно: я оказалась в московской школе № 1357, среди четвероклассников, на последней парте. Пришли мы туда вместе с Сергеем — лектором из Общественного фонда "Родители за мир без преступности".
Едва мы успели зайти в класс, как со всех сторон полетели радостные крики "Ура!" - это ребята увидели Сергея: значит, любимый урок, проходящий раз в неделю, сегодня будет! Значит, можно узнать еще что-то очень важное и нужное в жизни, о чем, к сожалению, говорят не так часто.
Дети были довольны еще и тем, что это занятие снимают на камеру: "Да, давайте снимем видеоролик, а то хочется потом показать родителям."
Но вот на доске появилась тема урока: "Любите детей и помогайте им", затем погас свет, и представление началось.
Смотрели ролик социальной рекламы по четвертому наставлению из книги философа и гуманиста Л. Рона Хаббарда "Дорога к счастью" (всего их 21).
В ролике показано, как отец помогает дочери научиться водить машину. Ей сложно, периодически создаются аварийные ситуации, но отец не ругает ее, а подбадривает.
Затем Сергей спрашивал у ребят, что они увидели, и получал разные ответы:
— Папа учит дочку водить машину.
— Даже если дети ошибаются, их не нужно слишком сильно ругать.
— Да, там вначале, когда машина резко дернулась, и он чуть не разбил себе нос, он не наругался на дочь.
— Верно. А если бы "наругался«, могла бы она заплакать, попасть в аварию? — спросил Сергей
— Мне кажется, у нее был бы стресс, и она вообще бы не стала водить машину.
— Возможно, — согласился лектор.
Затем снова смотрели ролик, чтобы еще лучше понять основную идею. Потом Сергей спрашивал у детей значения разных слов, которые встречаются в следующем фильме, чтобы выяснить, знают ли их ребята, и прояснить, используя словарь и приводя примеры. Больше всего меня поразило толкование детьми понятия нравственность:
— Это когда что-то нравится.
— Люди все по-разному думают, и каждый думает так, как ему нравиться — это и есть нравственность.
— Это от слова нрав, значит, характер.
Других вариантов не прозвучало. Мы все хотим, чтобы наши дети выросли высоконравственными людьми, верно? Но как они могут ими стать, если даже не знают, что такое нравственность? Да и не все взрослые знают. Спросите кого-нибудь для эксперимента. А в действительности нравственность — это качество человека, способного отличать правильное поведение от неправильного и действовать в соответствии с этим.
Затем смотрели фильм, где приводится весь текст из книги «Дорога к счастью», относящийся к наставлению «Любите детей и помогайте им». И представлены наглядные примеры того, что происходит хорошего в жизни, когда этому правилу следуют, и плохого — когда им пренебрегают.
Вот несколько отрывков из этой главы: «Не следует пытаться „подкупить“ ребёнка обилием игрушек и других вещей или ограничивать его свободу чрезмерными заботами: результат может быть весьма плачевным.»
«Одно по-настоящему действенное средство — это просто попытаться быть другом ребёнку. Несомненно, детям нужны друзья. Постарайтесь понять, в чём состоит истинная проблема ребёнка, и, не отвергая полностью его собственного решения этой проблемы, попытайтесь помочь ему разрешить её. Наблюдайте за детьми (даже за самыми маленькими). Слушайте, что дети рассказывают вам о своей жизни. Позвольте им помогать вам. Если вы не сделаете этого, им придётся подавлять в себе переполняющее их чувство долга».
После фильма ребята сразу же захотели посмотреть его еще раз, но урок-то не бесконечный, нужно еще успеть все обсудить. И они охотно делились тем, что поняли из фильма, приводили свои примеры:
— В фильме папа мальчика за ухо тащил. Нельзя детей ругать за двойки, тогда они начнут писать диктант и будут бояться — еще хуже напишут.
— Дети не должны самостоятельно расти — они тогда будут делать, что хотят — наркотики, алкоголь, курение — умрут раньше срока.
— Не нужно слишком баловать ребенка, можно ему что-то дарить и разрешать — но в меру, и нужно позволять, чтобы он родителям помогал.
В конце Сергей выдал ребятам домашнее задание: найти ребенка (братика, сестренку или любого другого), которому нужна помощь, выяснить, в чем его проблема, и помочь. Записать в тетради, что получилось.
После урока я осталась, чтобы послушать отзывы ребят о занятиях по книге «Дорога к счастью». Мне было интересно, что они думают об этом, как меняется их точка зрения на разные вещи по мере получения новой информации. Дети очень много рассказали мне интересного: и случаи из жизни вспомнили, и из новостей, постоянно несколько человек одновременно тянули руки, и говорили, и говорили, и говорили!
— Я маме рассказала о прошлой лекции (о вреде наркотиков), и теперь она стала реже пить кофе, а раньше часто пила.
— После лекций совсем другой взгляд на жизнь, учимся жить правильно и не совершать плохих поступков.
— Я понял, что детей нужно уважать — хоть маленьких, хоть больших. Если хотят что-то сделать, то нужно им давать это сделать. Мы сами выбираем свою жизнь.
Во время лекции в классе находилась преподаватель Клавдия Григорьевна Гатауллина, и она очень помогла мне потом собрать отзывы ребят. Хочется привести ее слова, адресованные им: «Мне не безразлично ваше воспитание, поэтому я заинтересована в том, чтобы вы были нравственными. Поэтому я за то, чтобы такие уроки проводились».
Я тоже за то, чтобы такие уроки проводились, и дети как можно раньше знакомились с принципами нравственного поведения. Когда я училась в школе, у нас не было таких занятий, а жаль, это помогло бы мне лучше понять жизнь и не совершать некоторых ошибок.
Наталия Виноградова.
Посмотреть фильм и ролики по «Дороге к счастью» можно здесь: http://ru.thewaytohappiness.org/home.html
Договориться о проведении занятий в школе или другом учебном заведении Москвы можно по телефону:
Узнать больше о деятельности некоммерческой организации «Криминон СНГ», которая основала Общественный фонд «Родители за мир без преступности» можно здесь:
www.criminon.ru
----
Ковешникова Алла Михайловна
criminon1@yandex.ru
Все события