Как помочь себе и другим учить и учиться?
08.09.2011
«Смотрите! Лысый! Витька — лысый!» — неслось вслед перепуганному зареванному мальчугану лет десяти с ранцем за спиной. Стайка сверстников не отставала, добавляя к своим злобным выкрикам мелкие камешки, так и метившие попасть в бейсболку мальчишки.
«Первые школьные дни не предвещали ничего плохого», — рассказывает мама Вити. «Он рос смышленым, сообразительным и очень активным ребенком. Но буквально во второй четверти у сына начались серьезные сложности с математикой. Мы пытались делать вместе домашние задания, засиживаясь допоздна. И я, и Витя очень переживали, так как мальчик привык везде и всегда быть первым. Но этот предмет ему просто не давался! Учителя не оставляли это без внимания: по поводу, и без обращали на них его внимание, делая их еще более болезненными. Через несколько месяцев на голове Вити появились первые признаки выпадения волос. Для нашей семьи это был шок! Но сделать мы ничего не могли — и чем хуже была ситуация в школе, тем меньше волос оставалось на голове ребенка. В итоге к 10 годам Витя стал абсолютно лысым»...
Слушая исповедь матери, я задумалась. Я представила себе детей, которые идут в первый класс. Огромные белые банты, старательно отутюженные костюмчики, большой букет цветов, огромный ранец за спиной, полные надежд глаза и предвкушение чего-то нового и интересного. Пройдет всего пять, шесть, семь лет, и все это исчезнет. Уже не будет не только белых бантов и больших букетов, но и надежда в глазах превратится в безразличную скуку. Появятся телевизор, компьютер, тусовки с друзьями, а позже — пиво и сигареты в подъезде. И вот ты уже боишься ехать с такими подростками в лифте.
Я вспоминаю, как начиналась моя работа в школе. Обычные эмоции учителя, который только что получил диплом. Ожидание своего самого первого в жизни класса. Ты веришь, что будешь самым лучшим педагогом в мире, с замиранием сердца ждешь первого урока, готовишься к нему, тренируешься перед домашними. Волнуешься, перечитываешь свои лекции, изучаешь методички, стараешься подобрать нужные слова. И вот ты стоишь перед классом — очаровательные первоклашки улыбаются, с интересом тебя разглядывают, внимательно слушают. Конечно, урок получается очень хороший, как в методичке. Красивая картинка, правда?
Через несколько дней я заметила, что многие дети уже не слушают меня так внимательно, как раньше, смотрят по сторонам, рисуют что-то на партах, разговаривают между собой. Я пыталась делать им замечания, но, к моему удивлению, это не помогало. Конечно, всегда есть дети, которые внимательно слушают, все записывают, тянут руки. Сразу было видно, что они способные и будут хорошо учиться. Но их меньшинство. А ведь попадались и такие, которые казались совершенно неспособными. Они кидались бумажками, не записывали задания, думали о чем-то своем. Более того, они мешали заниматься тем детям, которые хотели учиться. Признаюсь, это была совсем не та картина, которую я представляла, когда приняла решение стать учителем.
Я начала искать действенный способ повысить способность детей к обучению. Я нарисовала на больших листах ватмана героев популярного в то время мультфильма. Как только дети начинали шуметь, отвлекаться — я, как фокусник, доставала красочное изображение Чипа или Дэйла. Дети открывали рты с возгласом «Ух ты!» и в этот момент я им быстро рассказывала что-то из математики. Но вскоре картинки наскучили, и дети опять стали отвлекаться.
Когда все перепробованные приемы не дают результата, остается только один. Тот, который знаком каждому школьнику — повышать голос. Это работало, ученики замолкали на некоторое время. Но через пять минут опять начиналось то же самое — дети начинали скучать, смотреть по сторонам. Тогда приходилось еще больше повышать голос, чтобы привлечь их внимание. Через месяц после моего первого трогательного урока я начала кричать — это был единственный способ заставить учеников хорошо себя вести и слушать урок. А еще через две недели я потеряла голос. При этом успеваемость учеников не выросла. Я была в панике и не знала, что делать.
Мне очень повезло, так как я работала в частной школе, и наш директор был прогрессивным человеком. Поэтому у нас была возможность применять различные методики при обучении детей. Например, мы пробовали использовать систему развивающего обучения. Это давало какие-то улучшения. Однако дети все равно не усваивали материал полностью, как мне бы хотелось. На подготовку к урокам у меня уходило очень много времени, приходилось подготавливать наглядный материал, самой разбираться в заданиях, а полученный результат никогда не соответствовал затраченным усилиям. И в этот момент директор школы дал мне книгу «Руководство по основам обучения» американского ученого Рона Хаббарда.
К тому времени я уже начала смотреть на все новые методики скептически. Мне казалось, что ничего полезного там нет. Но я решила попробовать. В основе технологии обучения, описанной в книге, лежит простая идея — человек должен понимать то, что он изучает. И это так просто! Оказалось, что существует три конкретные причины, почему человек перестает понимать материал. И когда знаешь, как устранить эти причины, становится возможным изучить любой предмет. Оказалось, что все «шалости» детей на уроках вызваны исключительно непониманием того, что говорит учитель. Но самое ценное во всей этой технологии обучения — это описание способов, с помощью которых можно научить ребенка понимать материал.
Я начала применять в своей работе принципы, изложенные Роном Хаббардом. Поначалу без особого энтузиазма. Но очень скоро стало заметно, что дети стали понимать материал. У них значительно повысился интерес к обучению. Тогда я поняла, что, наверное, действительно все гениальное просто! Мне пришла в голову сумасшедшая идея — открыть свой учебный центр и обучать детей, примененяя эту технологию обучения.
Скажу сразу — это было нелегко. Однажды к нам попал мальчик, который к пятому классу уже сменил более пяти школ. В последней школе, где он учился, обучение стоило более двух тысяч долларов в месяц. У ребенка были сложности с тем, что он «гиперактивный» и совершенно не хотел учиться. С ним работали известные психологи, но так как это не принесло ожидаемых результатов, то его направили к психиатру. Как вы думаете, что он сделал? Очень просто — прописал сильнодействующие психотропные лекарства! Идея была в том, что сначала ребенку надо успокоиться, и интерес к обучению проявится сам собой. И ребенок действительно успокоился: он мог долгое время сидеть, уставившись в одну точку, перестал общаться с друзьями, стал пассивным и угрюмым. Но интерес к обучению так и не появился.
Для родителей наш центр был последней надеждой. Для начала мы порекомендовали родителям отказаться от приема таблеток. Затем, применив основные принципы технологии обучения, мы добились, чтобы ребенок понял азы тех предметов, которые он изучал раньше. В итоге Николай смог поступить в выбранный им колледж. И вам надо было видеть возвращенных к жизни родителей Коли, когда директор колледжа вручил ему благодарность как единственному учащемуся, который полностью усвоил школьную программу!
Таких случаев за мою практику было немало. Я убедилась, что только через полное понимание материала можно повысить способность к восприятию информации, улучшить память человека и решить проблему поведения на уроках.
Я считаю, что учитель — это действительно благородная и очень важная профессия. «Сегодняшние дети — это завтрашняя цивилизация», писал Л. Рон Хаббард. А ведь и правда, от того, как и чему ты научишь Викторов, Николаев, Наташ и Дим, зависит не только их будущее, но и будущее всех нас.
Мария Шибина, руководитель
АНО «Прикладное Образование СНГ»
----
Еремеева Елена (pr-менеджер)
lenok111@list.ru
Все события